Сочинение базаров и павел кирсанов сравнительная характеристика. Павлом Петровичем Кирсановым

Название романа Тургенева "Отцы и дети" очень точно отражает основной конфликт произведения. Писатель поднимает пласт культурных, семейных, романтических, платонических и дружеских тем, но на первый план выходят отношения двух поколений − старшего и младшего. Спор Базарова и Кирсанова − яркий образец этого противостояния. Историческим фоном для идеологических конфликтов послужила середина 19 века, время перед отменой крепостного права в Российской империи. Тогда же либералы и революционные демократы столкнулись лоб в лоб. Детали и исход полемики рассмотрим на примере наших героев.

Центральный конфликт романа «Отцы и дети» - спор Базарова и Кирсанова

Ошибочно полагать, что суть произведения "Отцы и дети" сводится к одной лишь смене идеологии поколений, имеющей социально-политический подтекст. Этот роман Тургенев наделил глубоким психологизмом и многослойным сюжетом. При поверхностном чтении фокус читателя находится лишь на конфликте аристократии и разночинцев. Помогает выявить взгляды, которых придерживаются Базаров и Кирсанов, спор. Таблица, представленная ниже, отображает суть этих противоречий. И если копнуть глубже, то можем заметить, что здесь есть и идиллия семейного счастья, и интриги, и эмансипация, и гротеск, и вечность природы, и размышления о будущем.

Евгений Базаров оказывается в эпицентре конфликта отцов и детей, когда соглашается вместе с университетским другом Аркадием приехать в гости в Марьино. В доме товарища атмосфера сразу не заладилась. Манеры, внешний вид, расхожесть взглядов − все это провоцирует взаимную антипатию с дядей Аркадия. Дальнейший спор Базарова и Кирсанова разгорается из-за множества тем: искусства, политики, философии, русского народа.

Портрет Евгения Базарова

Евгений Базаров − представитель поколения "детей" в романе. Он − молодой студент с прогрессивными взглядами, но при этом склонен к нигилизму, что порицают "отцы". Тургенев будто нарочно одел героя нелепо и небрежно. Детали его портрета подчеркивают грубость и стихийность молодого человека: широкий лоб, красные руки, самоуверенное поведение. Базаров, в принципе, внешне непривлекателен, но обладает глубоким умом.

Спор Базарова и Кирсанова обостряется тем, что первый не признает никаких догм и авторитетов. Евгений убежден, что любая истина начинается с сомнения. Также герой считает, что все можно проверить опытным путем, суждения на веру не принимает. Усугубляет ситуацию нетерпимость Базарова к противоположным мнениям. Он подчеркнуто резок в своих высказываниях.

Портрет Павла Петровича Кирсанова

Павел Кирсанов − типичный дворянин, представитель поколения "отцов". Он − изнеженный аристократ и убежденный консерватор, который придерживается либеральных политических взглядов. Одевается изысканно и аккуратно, носит строгие костюмы на английский манер и крахмалит воротнички. Оппонент Базарова внешне очень ухожен, изящен в манерах. Он всем видом показывает свою "породу".

С его точки зрения, устоявшиеся традиции и принципы должны оставаться незыблемыми. Спор Базарова и Кирсанова подкреплен тем, что Павел Петрович все новое воспринимает негативно и даже враждебно. Здесь дает знать о себе врожденный консерватизм. Кирсанов преклоняется перед старыми авторитетами, только они являются для него истинными.

Спор Базарова и Кирсанова: таблица разногласий

Самая главная проблема уже озвучена Тургеневым в названии романа − разница поколений. Линию спора главных героев можно проследить по данной таблице.

"Отцы и дети": конфликт поколений

Евгений Базаров

Павел Кирсанов

Манеры и портрет героев

Небрежен в своих высказываниях и поведении. Самоуверенный, но умный молодой человек.

Подтянутый, изысканный аристократ. Несмотря на почтенный возраст, сохранил стройность и презентабельный внешний вид.

Политические взгляды

Продвигает нигилистические идеи, за которыми также следует Аркадий. Не имеет авторитетов. Признает только то, что считает полезным для общества.

Придерживается либеральных взглядов. Главной ценностью считает личность и самоуважение.

Отношение к простому народу

Презирает простолюдинов, хотя и гордится дедом, который всю жизнь трудился на земле.

Вступает на защиту крестьянства, но держит дистанцию с ними.

Философско-эстетические взгляды

Убежденный материалист. Не считает философию чем-то важным.

Верит в существование Бога.

Девиз по жизни

Не имеет принципов, руководствуется ощущениями. Уважает людей, которых либо слушают, либо ненавидят.

Главным принципом считает аристократизм. А людей беспринципных приравнивает к душевной пустоте и безнравственности.

Отношение к искусству

Отрицает эстетическую составляющую жизни. Не признает поэзию и любое другое проявление искусства.

Считает искусство важным, но сам им не интересуется. Человек сухой и неромантичный.

Любовь и женщины

Добровольно отказывается от любви. Рассматривает ее только с точки зрения физиологии человека.

К женщинам относится трепетно, благоговейно, почтительно. В любви − настоящий рыцарь.

Кто такие нигилисты

Идеи нигилизма ярко проявляются в противостоянии оппонентов, которыми являются Павел Кирсанов, Базаров. Спор обнажает бунтарский дух Евгения Базарова. Он не склоняется перед авторитетами, а это объединяет его с революционер-демократами. Герой подвергает сомнению и отрицает все, что видит в обществе. Именно эта черта свойственна нигилистам.

Исход сюжетной линии

В целом Базаров относится к категории людей дела. Он не приемлет условностей и напускного аристократического этикета. Герой находится в ежедневных поисках истины. Одним из таких поисков и является спор Базарова и Кирсанова. Таблица четко показывает противоречия между ними.

Кирсанов хорош в полемике, только дальше разговоров дела не заходят. Он рассуждает о жизни простого народа, но о его истинной связи с ним говорит лишь пепельница в форме лаптя на его рабочем столе. Павел Петрович с пафосом рассуждает о служении на благо Родины, а сам при этом живет сытой и спокойной жизнью.

Из-за бескомпромиссности героев истина не рождается в романе "Отцы и дети". Спор Базарова и Кирсанова завершается дуэлью, которая демонстрирует пустоту дворянского рыцарства. Крах идей нигилизма отождествляется со смертью Евгения от заражения крови. А пассивность либералов подтверждает Павел Петрович, так как остается жить в Дрездене, хотя жизнь вдали от Родины ему дается тяжело.

Главная > Публичный отчет

Министерство образования и науки РФ

МОУ «Гимназия№1»

Урок литературы в 10 классе

«Внешний конфликт романа

И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Учитель: Потапушкина Ирина Григорьевна

г. Бийск 2007 год

Цели: 1) выявить смысл идеологического противостояния «отцов» и «детей»;2) развивать навыки обобщения и систематизации в процессе работы над художественным произведением;3)Ход урока:

    Слово учителя
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был написан в конце 50-х годов 19 века. В это время Россия стояла на пороге великих реформ, поэтому в обществе наблюдался повышенный интерес к социальным проблемам в жизни страны. Это период коренных перемен, перемен во всем: и в традиционных устоях, и в понимании роли человека, и в мироощущении. Начинающаяся эпоха освобождения создавала новые типы людей и их взаимоотношений, часто расходившихся с уже укоренившимися в сознании консервативной части общества правилами и «принсипами» жизни.- Кто же он, новый герой 60-х годов?(сам Тургенев ставил перед собой задачу создание образа некоего интеллектуального Пугачева, бунтаря)
    Попробуем, опираясь на авторские характеристики портрета, характера, образа жизни героя, сформировать свое, личное, отношение к персонажу.
Поверхностное, первое впечатление о герое мы получаем из 1-2 глав романа (портрет, происхождение, краткие упоминания об образе жизни, фактах биографии), а вот о мировоззрении Базарова мы в полной мере можем судить по его горячим спорам с Павлом Петровичем Кирсановым. Тем более что на фоне Кирсанова П. П., представителя «отцов», своеобразие Базарова просматривается более отчетливо. Оба персонажа воплощают в себе две непримиримые крайности.Накануне урока группы по 2-3 человека получают задание: выбрать из текста материал по персонажу, ответить на вопросы, предложенные учителем, сделать выводы. На уроке каждая группа представляет вниманию одноклассников итоги своей работы, которые должны быть зафиксированы в таблицу. В продолжение урока учащиеся обращаются к тексту, отвечают на вопросы учителя.
Критерии оценки Базаров Евгений Васильевич Кирсанов Павел Петрович
Портрет Гл.2 «…высокого роста в длинном балахоне с кистями…обнаженную красную руку», «ленивым, но мужественным голосом», «лицо длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой», «тонкие губы», «темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». Откровенное пренебрежение к внешнему виду, демократизм, длинные волосы – признак вольнодумства. Внешность, конечно, по тем временам незаурядная, что дает основание предполагать, что перед нами любопытная личность. Гл.4 «…человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки…На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной: особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза2, «…вынулиз кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом». Облик П. П. – изящный, породистый, образ холеного и надменного аристократа.
Характер Гл.2 «ум, самоуверенность» «почти ничего не говорил» «Николай Петрович …крепко стиснул его (Базарова)…руку, которую тот не сразу ему подал » - сознание своего превосходства.«…владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно». Аркадий признается, что дорожит его дружбой. Заметно, что Аркадий старается подражать Базарову, но только в его присутствии.
    На чем основана его уверенность, и какой силой, способной притягивать к себе людей, обладал Базаров?
Базаров – человек самодостаточный
«Павел Петрович наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил ее обратно в карман» Гл. 6«Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно…» - На чем основано высокомерие П. П.?Высокомерие, чопорность, не поддается чужому влиянию.Гл. 7-8 (история любви П. П., сцена в комнате Фенечки): безукоризненная честность; одинок и несчастен. - На чем основано высокомерие П. П.?сословная спесь
БиографияОбраз жизни Сын бедного уездного лекаря. «Копейки лишней не взял» у родителей, когда учился в университете в Петербурге. Суровые условия жизни дают ему право говорить: «Всякий человек сам себя воспитать должен». То, что Тургенев сделал своего героя врачом, естественником, материалистом, - не случайно, это характерная примета времени. Его сила – в естественно-научных знаниях, которые он боготворит и считает оружием против барской мечтательности, народного суеверия, официальной идеологии самодержавия. В запальчивости ему кажется, что с помощью естественных наук можно легко разрешить все вопросы, касающиеся сложных проблем общественной жизни, разгадать все загадки, все тайны бытия. Вслед за вульгарными материалистами Базаров предельно упрощает природу человеческого сознания, сводит сущность сложных духовных и психических явлений к элементарным, физиологическим. У него узкобиологический взгляд на природу человека, что приводит к стиранию качественных различий между физиологией и социальной психологией. Гл. 7. Сын боевого генерала 1812 года, окончил Пажеский корпус, и его ожидала блестящая военная карьера. Неудачная любовь к женщине с «загадочным» взглядом княгине Р. перевернула его жизнь. Вышел в отставку, скитался в чужих краях, вернулся в Россию, ничего не сделал, и так прошло 10 «бесцветных, бесплодных лет»
Мировоззрение Гл. 5 «Мы действуем в силу того, что признаем полезным». Базаров – нигилист, то есть человек, «который ко всему относится с критической точки зрения», «не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Базаров – характерный продукт эпохи, убежденный материалист до мозга костей, проповедующий новые немецкие истины отцов русского нигилизма Молемотта и Фагота, отрицающий все и почитающий отрицание за двигатель прогресса, он бунтарь, мятущаяся душа, жаждущая перемен и чувствующая их приближение. Г. 5 «Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов…шагу ступить, дохнуть нельзя». Гл. 10 «аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди» . Идеализирует существующие правила, формы жизни и нравы. Консервативен по отношению к взглядам Базарова.
Отношение к науке Гл. 6 «…наука вообще не существует вовсе». Любит частные факты и конкретные знания и потому абстрактную науку не признает. Гл. 6. Павла Петровича задевает нелестное замечание Базарова о русских ученых. П. П., в свою очередь, не хочет признать значимости трудов ученых только потому, что они – немцы. В оценке научных открытий патриотизм неуместен.
Отношение к искусству Гл. 6 «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» Гл. 10 «Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает. Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время!» Гл. 9 «Твой отец играет на виолончели?…Помилуй! в сорок четыре года человек…играет на виолончели! Базаров продолжал хохотать». Гл. 10 «Рафаэль гроша ломаного не стоит» Эстетское поклонение произведениям искусства
Отношение к природе Гл. 9 « Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «природа – пустяки»
Отношение к любви, браку Гл.7 «…человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец», И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем-ка лучше смотреть жука». Духовную утонченность любовного чувства Базаров не признает.Гл. 9 Базаров – Аркадию:«Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал». Брачный союз предполагает взаимные обязательства, готовность к компромиссу, для Базарова такая форма отношений неприемлема. Гл. 7 История любви П. П. к загадочной княгине Р.Для П. П. любовь – смысл жизни.
Отношение к народу Гл. 5«Базаров владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно».Гл. 9 «Русский мужик бога слопает», «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения»Гл. 10Гл. 27 «Иногда Базаров отправлялся в деревню…и т. д»Откровенное презрение Базарова к ограниченности, суеверию, холопству мужика, в свою очередь, мужик справедливо замечает, как далек Базаров от нужд простых людей: «…так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает».Гл. 17 Сцена свидания Базарова с Тимофеичем. Именно Тимофеич олицетворяет ту поэтическую сторону народной жизни. В облике Тимофеича «сквозит и тайно светит» что-то вековое, христианское: «крошечные слезинки в съеженных глазах» как символ народной судьбы, народного долготерпения, сострадания. От всего этого жестковатый Базаров отворачивается. Гл. 7, 10Кирсанов признается в своей любви к патриархальному народу, который «свято чтит предания», «не может жить без веры», возмущен критическими замечаниями Базарова в отношении русского народа («Вы оскорбляете русский народ!), но он чужд народу, не случайно И. С. Тургенев вводит в его речь множество иностранных слов, которые, как считает Базаров, «русскому человеку даром не нужны». Аркадий, например, говорит о дяде: «…всегда вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон…»
Отношение к общественному устройству Базаров, глядя на разваливающееся хозяйство Кирсановых («Видел я все заведения твоего отца, скот плохой, и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят отъявленными ленивцами; а управляющий либо дурак, либо плут, я еще не разобрал хорошенько»), понимает, что экономическая система России требует преобразований, что мир на грани социальной катастрофы, что дворянство как класс оказалось беспомощным в сложной экономической ситуации.Гл. 10 «А потом мы догадались…» - Базаров критически относится к недостаткам общественного устройства, несовершенству быта, семейных и общественных отношений. Гл. 10 «Нам дорога цивилизация…». Главным условием существования «прочного общественного здания» он считает чувство собственного достоинства, уважение к самому себе, исполнение долга, которые проявляются в его привычках, опрятности, изысканных туалетах. Идеал П. П. – английские аристократы: «Они не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности». Видимо, Кирсанов здесь отстаивает свою обязанность сидеть «сложа руки».Кирсанов не понимает, как можно жить, не имея определенного эталона для подражания и отвергать то, во что люди верили веками.
Отношение к оппоненту «архаическое явление»«аристократишко»«идиот»В основе отношений – классовый антагонизм, социальная нетерпимость «лекаришка»«шарлатан»«волосатый»«господин нигилист»«грубая монгольская сила»
- Кто одерживает победу в этом идеологическом поединке?Павел Петрович, одержимый сословной спесью, гордыней, лишен отечески бережного отношения к вечно обновляющейся жизни. В его благоговении перед старыми авторитетами заявляет о себе «отцовский» дворянский эгоизм. Недаром И. С. Тургенев писал, что его роман направлен «против дворянства как передового класса». Так же как в поведении Базарова есть все то, что он отрицает, так и П. П. далеко не тот самоуверенный аристократ, которого разыгрывает из себ

Базаров и Павел Петрович Кирсанов

Для того чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует понять все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. "Кто есть Базаров?" -спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия: "Нигилист". По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и ничего не уважают. Взгляды нигилиста Базарова можно определить, только выяснив его позицию. Вопрос, что признавать, на чём, на каких основаниях строить свои убеждения, - чрезвычайно важен для Павла Петровича. Вот что представляют собой принципы Павла Петровича Кирсанова: право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинствами и делами ("Аристократия дала свободу Англии и поддерживает её"),т.е. нравственные нормы, выработанные аристократами, - опора человеческой личности.

Без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Прочитав высказывания Базарова о бесполезности громких слов, мы видим, что "принципы" Павла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью на благо общества, а Базаров принимает только то, что полезно ("Мне скажут дело- я соглашусь". "В теперешнее время полезнее всего отрицание- мы отрицаем").

Евгений отрицает и государственный строй, что приводит Павла Петровича в замешательство (он "побледнел").Отношение к народу Павла Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведённым дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: "Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?" Одно и то же явление и называется по-разному, и по-разному оценивается его роль в жизни народа. Павел Петрович: "Он (народ) не может жить без веры". Базаров: "Грубейшее суеверие его душит". Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе.

С точки зрения Базарова, "читать Пушкина - потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою - нелепо". Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всём опираться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка)размягчает душу, отвлекает от дела. Всё это "романтизм", "чепуха". Базарову, для которого главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, "грубейшими суевериями", казалось кощунственным "толковать" об искусстве, "бессознательном творчестве", когда "дело идёт о хлебе насущном". Итак, в романе Тургенева "Отцы и дети" столкнулись два сильных, ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как представитель "сковывающей, леденящей силы прошедшего", а Евгений Базаров - как часть "разрушительной, освобождающей силы настоящего".


Павел Петрович Евгений Базаров
I. Об аристократизме
Аристократия - главная движущая сила общественного развития. Идеал – английская свобода, т. е. конституционная монархия. Либерализм, прогресс, реформы - это то, что помогает двигаться обществу. Разрушение старого является для Базарова самоцелью, а не условием создания нового. Русскому человеку слова «либерализм», «реформа», «прогресс» даром не нужны. От аристократов, которые сидят сложа руки, нет никакой пользы. Базаров отрицает аристократические идеалы и принципы.
II. О русском народе
Народ не может жить без веры, он патриархален, создал здоровые основы жизни: общину и крестьянскую семью. Народ - категория неизменная. Духовный уровень народа, принципы народной жизни вечны. Дух отрицания чужд русскому народу. Пассивность, вера, патриархальность - вот постоянные черты его. Готов согласиться с тем, что пока народ суеверен, патриархален, но Базаров считает необходимым отличать народные предрассудки от интересов народа. Он считает себя представителем народа. Всё, чем восхищается Кирсанов, Базаров считает временным явлением. Мужик пока ещё не понимает собственного положения, своих интересов, но Базаров народные интересы понимает. Вера, покорность, доверчивость – временное состояние народа, дух отрицания свойствен русскому народу. Своё отрицательное направление Базаров считает проявлением народного духа.
III. Что такое отрицательное направление Базарова?
Страшно то, что говорит Базаров, когда речь идёт о религии. Он всё отрицает, но ведь надо же и строить. Нигилизм для Павла Петровича явление неприемлемое, нигилисты никого не уважают, они дурные и безнравственные люди. В России им делать нечего, Базаровы не нужны, «их всего четыре с половиной человека». Но, по мнению Базарова, «…от копеечной свечи Москва сгорела», «… нас не так мало», и нигилисты - первый огонёк, от которого вспыхнет огромное пламя. Базаров полагает, что в будущем поведут тоже нигилисты. С точки зрения Базарова, критерий пользы - это польза не для отдельной личности, не для него, а для народных интересов, и Евгений категорично говорит, что «нам не до отвлечённостей». Речь идёт о мужике, и с позиции мужика Базаров смотрит на явления русской жизни. На первый план Базаров выдвигает отрицание, которое в данный момент для него важнее всего. Всё отрицает Базаров, не находит в гражданском, общественном, семейном устройстве ни одного положения, которое он бы полностью не отрицал. Он отрицает государственный строй, общественные учреждения, семейные отношения, Бога, пользу аристократизма и аристократии, искусство, художество, красоту природы и т. д. «Самое беспощадное отрицание всего, - говорит Базаров об очерёдности задач. – Сначала всё сломать, расчистить место». По Базарову, всё, что мешает разумной организации жизни надо ломать. По мнению автора, такое разграничение разрушения и созидания неверно. Базаров не доверяет Павлу Петровичу и не говорит, действительно ли он собирается переходить от слов к делу.
IV. О нигилизме
Павел Петрович считает нигилистов людьми без «принсипов», а потому безнравственными, т.е. никого не уважающими. Нигилизм чужд духу русского народа. Нигилистов мало, их всего «четыре с половиной человека», да и те не нужны, они потерпят поражение. Нигилизм - отрицание всего: 1) Бога, религии; 2). общественного и государственного устройства России; 3). старой нравственности («принсипов»); 4). искусства. Базаров верит в то, что нигилисты решат свою главную задачу - «место расчистить». Базаров верит в торжество своих идей: «От копеечной свечи Москва сгорела…». Он не отрицает необходимости строить, необходимости положительной программы, но считает разрушение первоочередной задачей. Он утверждает критерии пользы и идеи материализма.
V. Об искусстве
Для Павла Петровича искусство - один из ведущих «принсипов» Отрицает пользу искусства, утверждая, что «…Рафаэль гроша ломаного не стоит», «…один порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта».


Итак, мы знаем, что роман «Отцы и дети» о прогрессисте и нигилисте. Почему же так много места в романе отводится любви? Почему, по замыслу автора, влюбляется Базаров?

Всё просто: чувство сбросит всё наносное, и мы увидим живого человека. Вспомните, как относился к любви сам Тургенев. Базаров всегда и везде был уверен в себе. Духовная стабильность начинает нарушаться, когда происходит испытание любовью.



Каковы же взгляды Базарова на любовь? Вспомните, что говорит об этом Базаров после рассказа Аркадия о Павле Петровиче. Ничего поэтического и романтического в этом нет. Любовь как чувство всепоглощающее Базаров не принимает. Романтических отношений знать не хочет и не признаёт.

Отношения Базарова и Одинцовой развёртываются с обоюдно возникшего интереса. Базаров, увидев её на балу, был поражён и, чтобы скрыть это, довольно цинично проявляет свой интерес: «Кто она такая?», «На других баб не похожа». Анна Сергеевна тоже заметила Базарова, но выделила его не по изысканности манер, внешне он не отличался от других, был, как и все, во фраке. Она заметила незаурядное лицо. То, что он заметил её, говорит в пользу Базарова, т.к. Анна Сергеевна поразила его не только «физиологией», но и ещё чем-то, он восхищён ею, но на первых порах он скрывает, зажимает это. Его чувство пока в зародыше. А далее следуют удивительные вещи: Одинцова из интереса к Базарову приглашает друзей в гостиницу, и Аркадий во время этого визита замечает, что Базаров смущается, конфузится и, в конце концов, краснеет, хотя идёт серьёзный разговор. Одинцова спрашивает его об отношении к людям, к науке, искусству. Базаров на её вопросы отвечает совершенно серьёзно. Мы видим, как начинает расти чувство.

Базаров принимает предложение Одинцовой побывать в Никольском. Не работать он туда ехал, а в гости к красивой женщине. Эта любовь разрастается не только как страсть, но и как жажда общения с женщиной по-настоящему умной, способной его понимать, и он это интуитивно чувствует: «Не похожа на всех прочих русских баб,» - говорит он об Анне Сергеевне.

Что нового о Базарове мы узнаём во время его визита к Одинцовой?

Мы вновь видим его смущение, но видим и его значительность, незаурядность. Тургенев говорит об Одинцовой: «Одно пошлое её отталкивало», а в пошлости Базарова никто не обвинит. Слово «нигилист» в XIX веке означало «заурядный». Базаров же явно незауряден. В разговоре с Анной Сергеевной он говорит очень серьёзно, и мысли его глубоки и значительны: «Исправьте общество - и болезней не будет». В разговоре с ней он касается и своей будущей научной деятельности. Никакой сатанинской гордости мы не видим, но в этих отношениях раскрывается то, чего он в себе ещё не знал: способность к глубокому, единому, всепоглощающему чувству. И это очень важно, потому что это истинно человеческое.

Но как же его убеждения? Он, смеющийся над всяким романтизмом, сознаёт вдруг романтика в самом себе. Даже умирая, он помнит об Одинцовой. Жизнью управляют не принципы, а ощущения. Ему казалось, что нет такой любви, а ощущения его ему сказали, что есть. И он не в силах противиться человеческому, и от этого выигрывает: чувства раскрыли его душу, показали истинно человеческое лицо. Страсть и духовное начало гармонично сочетаются в Базарове.

Сама же Анна Сергеевна Одинцова непростая женщина. Мы узнаём её биографию и знаем, как она очутилась в Никольском. Кровь её течёт спокойно, жизнь катится по накатанному пути. Для неё спокойствие превыше всего. Анна Сергеевна составляет Базарову хороший дуэт в беседах. Она ему пара по интеллекту и уму. Во многом с ним не соглашается. Но, как Базаров тянется к ней, так и она тянется к нему.

Обратите внимание: на фоне отношений Базарова и Одинцовой развиваются чувства Аркадия и Кати. Аркадий не скрывает, что влюблён, Базаров демонстрирует своё олимпийское спокойствие. У Аркадия всё происходит как бы само собой. Катя - это то, чего хотела его душа. Катя, музыка, природа – и душа Аркадия с этим согласна.

А вот с Базаровым сложнее. Он сам Базаров относится к своим чувствам неоднозначно. Базаров любит, в какой-то момент он злится на себя, потому что его глубокая натура понимает, что тот романтизм, который он считал недостойным мужчины, входит в него. Страсть Базарова тяжела, потому что, полюбив Одинцову, он обнаружил в своём мировоззрении явные пустоты. До встречи с ней он всё объяснял разумом, а сейчас это чувство разумом объяснить не может. Его мировоззрение разваливается. Он ведёт жёсткую борьбу с собой, но всё-таки находит силы объясниться с ней.

Объяснение происходит, и происходит необычно. Анна Сергеевна сама провоцирует на этот поступок Базарова. Жизнь её пуста, хочется жизненных впечатлений, она устала от этого размеренного движения жизни. А он сильный, зрелый мужчина, он не такой, как все. Этим он её и привлекает. Она хотела, чтобы он сказал ей что-то о любви. А Базарову не до шуток. В нём такая сила страсти! Он упёрся в холодное стекло лбом. Она вынудила его признаться. Она протянула руки, а в следующий момент уже оказалась в другом конце комнаты. «Мы останемся друзьями,» - говорит она.

Что же отталкивает Одинцову от Базарова? Чего она боится: что он беден или что он лекарь и сын лекаря? Она разрешает себя любить, но сама ещё не любит, она на грани любви. Она испугалась того беспокойного начала, начала поиска, революционного начала, которое живёт в Базарове. Быть с Базаровым - значит утратить покой. Ведь даже ради неё он не отступится от своих убеждений. (Представьте, а если отступится, то кем станет? Павлом Петровичем). При прощании она выглядит не блестяще, просит Базарова остаться, а он отвечает: «Зачем?» Для Базарова нужно всё или ничего, для Одинцовой, скорее, ничего, чем всё. Вспомните раздумья Одинцовой после записки Базарова, в которой он пишет, что больше не останется. Она понимает, что такого и настоящего чувства в её жизни не будет, но для неё «спокойствие лучше всего на свете», и, приняв такое решение, удовлетворённая, она засыпает. Анна Сергеевна никогда не осмелилась бы связать свою жизнь с Базаровым. Она сама строит жизнь, исходя только из разума. Но у Базарова и Одинцовой есть общие черты:

1) они ничьих мнений не разделяют;

Катя, которая боится свою сестру, полюбив Аркадия, меняется, а Анна Сергеевна её не понимает. В своём развитии, в своей судьбе она больше теряет, чем находит, она не идёт хозяйкой по жизни. Она проходит тенью, в отличие от Павла Петровича, который любил. Одинцова задушила в себе всё, будучи яркой и одарённой натурой. В эпилоге Тургенев говорит о её замужестве, но горько звучат его слова: «…может быть, доживёт до любви».

Базаров выглядит крупнее на её фоне. Он талантлив, широк душой, способен заглянуть жизни в глаза, мужественен. Он может жизнь принять такой, какая она есть, какая ударила его в лицо. А Одинцовой важен комфорт, растрачивать себя на любовь, на волнения она не может и не хочет. Она испугалась. О такой любви можно только мечтать, но с таким человеком трудно жить: он никаких полутонов не признаёт. Она оскорбила его: «Вы меня не поняли…», и он понял, что она его не любит. Он как настоящий мужчина больше не может находиться в этом доме.

Базаров в своей любви тоже выше всех, выше в своей естественной человеческой простоте. У него настоящая любовь, огонь, а она…. Тургенев несколько раз подчёркивает её холодность, говорит, что она себя «заморозила». С этого момента Базаров в корне меняется. Но он одинок и в любви. Трагизм его положения возрастает от главы к главе.

Одинцова же своей загадочностью напоминает княгиню Р. То, что Базаров отрицал, оказывается, в природе существует. Одинцова - существо загадочное, эгоистичное, холодное. И княгиня Р., и Одинцова - обе не достойны той великой любви, которую испытывают к ним герои.

Милостыню Базаров не приемлет - «…взял мою жизнь - отдай свою». Зачем ему крохи, подачки? По его мнению, человек, который всю жизнь поставил на карту любви, не мужчина. Вспомните разговор между Базаровым и Аркадием, когда они впервые уезжают из Никольского («Лучше камни бить на мостовой. Настоящий мужчина должен быть свиреп…»). Настоящий мужчина должен быть серьёзен и занят настоящим делом. Нельзя ставить на карту женской любви жизнь. Базарову пришлось признать в силу ощущения, что любовь, в смысле романтическом, существует, но от своего дела он не отказывается, ему не изменяет.

Простившись с Одинцовой, Базаров с Аркадием едет в Васильевское, к родителям.

Что представляют собой родители Базарова? Отец Евгения хочет идти в ногу с сыном, не хочет показать, чтобы Евгений догадался, какое это для него событие – приезд сына. Он пытается вести себя так, чтобы показать, что приезд сына - нормальное явление. Василий Иванович напускает на себя суровость, а у самого губы и брови дёргаются. Он, как и отец Аркадия, не хочет отстать от своего сына, хочет, чтобы кровная, человеческая, духовная связь не была прервана, поэтому у отца идёт внутренний монолог: «Я буду человеком его круга, его убеждений». Интонации отца раздражают Евгения.

Василий Иванович утверждает, что человек должен жить своим трудом, он сам всю жизнь трудился и продолжает трудиться. Как и Николай Петрович, он прежде всего видит вою связь с веком в том, что «…не без чувствительных для себя пожертвований посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу». Но тщетны усилия доброго старика. Жизнь стремительно движется вперёд, и между ним и его сыном возникает пропасть. Отец Евгения сам это осознаёт и склоняет голову перед молодёжью: «Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угнаться? Ведь вы нам на смену пришли».

Д. И. Писарев по этому поводу говорит: «Когда родителями и детьми появился такой разлад, какой мы видим между стариками Базаровыми и их сыном, тогда и выхода-то никакого нельзя придумать. Евгений Базаров, разумеется, может отшатнуться от своих родителей, и его жизнь будет всё-таки полна, потому что её наполнит умственный труд; но их жизнь? И какой же настоящий Базаров, какой мыслящий человек решится оттолкнуть от себя стариков, которые им только и живут и дышат и которые сделали всё, что могли для его образования. Эти старики буквально подсадили его на своих плечах, чтобы он мог ухватиться своими отроческими руками за нижнюю ветку дерева познания; он ухватился и полез и залез высоко, и ходу нет назад, и спуститься невозможно, а им тоже невозможно подняться кверху, потому что они слабы и дряхлы, и приходится им аукаться издали, и приходится им страдать оттого, что нет возможности расслышать и понять друг друга; а между тем старики и тому рады, что слышат, по крайней мере, неясные звуки родного голоса. Скажите, Бога ради, кто не решится, находясь в положении Базарова, замолчать совершенно и не отвечать ни одним звуком на кроткие и ласковые речи, поднимающиеся к нему… И Базаров откликается».

Какие чувства испытывает Базаров дома? В Васильевское Базаров приезжает с мыслью, что «баба его не сломает», приезжает, чтобы излечиться от любви к Одинцовой. Мировоззрение его изменяется. Радость родителей ломает Базарова. Матери он позволяет повисеть на плече. Раньше чувствам, называемым им романтизмом, он говорил нет. А сейчас всё по-другому. Он видит, как себя ведёт отец, особенно в саду: Василий Иванович поёт. Оказывается, всё, что он не признавал в простом человеке, всё это есть у отца, и получается, что, по его понятиям, отец - плебей.

И всё же, как относится Базаров к своим родителям? Прав ли Писарев? Да. Давайте вспомним сцену разговора Аркадия и Базарова под стогом. На вопрос Аркадия, любит ли Базаров своих родителей, он отвечает: «Да, Аркадий, люблю»

А мы ощущаем ещё больше его одиночество, видим его внутренний конфликт, он сам с собой не в ладу. В 10-й главе он уверен в себе, в своём деле: «Надо место расчистить», он знает, что надо в жизни делать. В 21-й главе он другой.

Обратите внимание на пейзаж в сцене - размышления о природе вечной.

Базаров о цели жизни, о себе говорит с другой точки зрения. У него сознание расколото. Он не только одержим желанием «место расчистить». Базаров, вероятно, начинает осознавать ошибочность своих взглядов. Отсюда и слова его: «А я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который (речь о мужике) мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну а дальше?»

Поэтому и лопух после смерти, являющийся логическим завершением человеческой жизни, по его же теории, теперь уже не устраивает Евгения, ибо кому же хочется, чтобы из него просто так, без всякого смысла, без всякой идеи, вырос лопух. Гибель идеи становится очевидной для героя, и поэтому все дальнейшие попытки бороться вызывают у него только душевные муки.

Базаров видит себя в соединении с вечностью. Каким бы он не был умным, сильным, но мы слышим его немой вопрос: «… каким бы я не был сильным, умным, Господи, что я значу, даже если я вот такой?»

Тургенев приводит Базарова к горьким мыслям. Базаров смотрит на себя: «Что значит для этой вечной жизни моё трепыханье? Можно ли поколебать вечное, вселенское? « Даже такой сильный и умный, что он может в этой жизни вечной изменить? Да и нужно ли?» Он попробовал и ударился об эту жизнь.

Каково же Базаров относится к мужику? Базаров считает, что смотрит на народ изнутри и понимает его, но даже ему не дано заглянуть в тайну мироощущения русского мужика. (Но в Марьине его принимали простые люди за своего, а Васильевском он для мужиков барин). Базаров лечит бабу «по последней методе», по выражению Базарова - старшего, а баба сама в себе: она думает о том, как бы ей оставить в благодарность четыре яичка.

Вспомните сцену игры в карты с Алексием. У обоих свои принципы, свои убеждения. Священник обладает тысячелетним живым опытом связи с русским человеком. Каким-то своим чувством он понял, что Базарова благословлять не надо. Он гибок, широк, в картишки играет, курит. Базаров рискует в игре. Священник говорит: «Рискованно играет».

Для чего дана эта сцена? Она имеет определённый смысл: крайние взгляды Базарова (для Тургенева - постепеновца «крайние») проигрывают естественной жизни, русскому быту.

Базарова, уже другого, испытавшего любовь и поражение, видевшего отцовские слёзы, отдалившегося от друга, Тургенев заставляет пройти по второму кругу: Никольское - Марьино - Никольское- Васильевское.

Развитие сюжета дважды приводит героя в одни и те же места. И если в первое посещение обнаруживаются противоречия между героями, то во время второго визита они перерастают в конфликт. Вы помните, что идеологическая, словесная дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым была показана автором в начале романа, в конце романа между ними произошла настоящая дуэль.

Во второй приезд молодых людей в Марьино Кирсановы – старшие их встречают радостно. Даже Павел Петрович потряс руку Базарова, снисходительно улыбаясь. Но в споры с Базаровым Павел Петрович не вступает: «Мы друг друга понять не можем, я, по крайней мере, не имею чести вас понимать, »- замечает он. Тем не менее, он видит в Базарове учёного, врача, человека.

Что послужило поводом для дуэли? Вспомним сцену с Фенечкой, когда Базаров её целует.

Давайте подумаем, чем вызвано поведение Базарова. Базаров любит Одинцову, и Фенечка ему не нужна. Это был флирт. Вспомните обстоятельства: летнее утро, разбитый Базаров, для которого Одинцова как наваждение. Поцелуй Базарова - это попытка вернуться к самому себе. Он считает, что любовь – романтизм, её нет, есть только ощущения. (Вспомните его высказывания о любви). Он хочет вернуться к тем позициям, к тому состоянию, которые нарушила Одинцова. Но Фенечка - жена Николая Петровича, а Базаров не признаёт традиций, чувств, условностей. По его мнению, любви нет, а есть инстинкт. Он, как уже отмечалось, хочет вернуться к прежнему состоянию, поэтому и целует Фенечку

Фенечка, уважающая до этого Базарова и доверяющая ему, говорит: «Грех вам». В ней заложена духовная культура, народная нравственность. Женский инстинкт, народная нравственность подсказывают ей эти слова. С её точки зрения, поступок Базарова безнравственный, он свидетельствует о бездуховном состоянии Евгения. Сама природа Фенечки - одухотворённость и нравственная красота.

Но вот интересно: Фенечка – жена Никола Петровича, а на дуэль Базарова вызывает Павел Петрович.

Почему? На это есть две причины.

1). Прежний Павел Петрович не вызвал бы плебея на дуэль, но в нём происходит внутренняя эволюция. Одно дело - принципы, а другое - практика. В его доме оскорбляют жену брата. Получается, что Павел Петрович перечёркивает своё отношение к аристократии и выходит на дуэль. 2). Он сам влюблён в Фенечку, бросает на неё пылкие взгляды, от которых, по словам Фенечки, «так тебя холодом и обдаёт».

Итак, Базаров видит в Фенечке Одинцову и пытается избавиться от любви к ней, П.П. Кирсанов видит в Фенечке княгиню Р.

Вспомним, как же между ними происходит объяснение, сцена вызова на дуэль (Глава 24-я). Павел Петрович приходит с палкой, украшенной набалдшником, Базаров ведёт себя единственно возможным способом: он спокоен, иронизирует и принимает вызов.

Почему всё-таки Базаров соглашается на дуэль? Если бы Павел Петрович вызвал бы Базарова на дуэль в первом споре, Базаров бы не согласился принять вызов. Тогда в душе не было чувств. Теперь же он сам изменился, и его взгляды тоже изменились, он уже другой человек, живущий не только ощущениями, но и чувствами.

Прочитайте сцену дуэли со слов: «Базаров поднял голову и увидел Павла Петровича…». Сцена дуэли - кульминация развития конфликта между Базаровым и Павлом Петровичем. Единственный секундант - трус лакей Пётр. Базаров спокоен и продолжает иронизировать: «Соблаговоляю, - говорит он Кирсанову, предлагавшему «соблаговолить» выбрать оружие. Ии добавляет: «А согласитесь, Павел Петрович, что поединок наш необычен до смешного…»

Павел Петрович целится внимательно, а Базаров не целится вообще и по чистой случайности попадает в мякоть бедра Кирсанова. Базаров ведёт разговор с Павлом Петровичем в шутливой форме, с издёвкой, а Кирсанов напыщенно, серьёзно. Базаров соглашается шагами измерить взаимную неприязнь.

После ранения Павела Петровича, Базаров отказывается вести дуэль и занимается своим привычным делом: он врач. Обморок Павла Петровича не трусость, он просто очень сильно нервничает.

Таким образом, дуэль показала полную несостоятельность Павла Петровича в сравнении с Базаровым. Если в спорах Базаров побеждал Павла Петровича, и об этом нигде не было сказано, то в дуэли поражение совершенно очевидно. «Сцена эта введена для обличения элегантно дворянского рыцарства, и это справедливо».

Главный герой дуэли - Базаров. А зачем вообще нужна дуэль, мы ведь видели Базарова достаточно ясно. Обозначив позиции героев, автор проводит их через испытания любовью и жизнью. Испытание любовью Базаров выдерживает, он человек больших чувств. Таким образом, через трагическое испытание Базаров проходит победителем. Далее Тургенев проводит его через комическое. Самое трудное - не казаться смешным и жалким в смешных обстоятельствах. Трудно сохранить своё достоинство, попав в смешную ситуацию. Базаров и через смешное проходит с достоинством, так, что мы его не осуждаем. В дуэли Базаров - сильный, мужественный человек, достойный уважения.

Но у этой сцены есть и другой смысл - философский. Крайние идеологические позиции подталкивают людей к конфронтации. Базаров и Павел Петрович – олицетворение общественных сил единой нации. Единство нации - это вечность, а идеология и общественная борьба - современность, которая должна руководствоваться вечностью. Нельзя раскалывать нацию, семью. Трещина в семье - трещина в нации. Люди эти, герои романа, достойны друг друга. Дуэль показывает, что и Базаров, и Павел Петрович - неплохие люди. Павел Петрович хвалит поведение Базарова, а он говорит: «Я врач. И прекратите!» Страшна такая дуэль. Это трагедия, когда словесная дуэль перерастает в физическое уничтожение.

Обратите внимание на пейзаж в начале главы. Дисгармония в душе героя и в природе.

А как складываются отношения Базарова с другими представителями «старого мира»? Что можно сказать о них?

Николай Петрович. Давайте вспомним всё, что мы о нём уже знаем. Он мягкий, слабый человек. (Вспомните уменьшительно-ласкательные суффиксы: пухленький, седенький, ножки и т.д.).

Симпатизирует ли автор Николаю Петровичу? Да. Даже даёт собственные черты характера: любовь к природе, искусству, любовь к Пушкину. Он занимается хозяйством, размежевался с крестьянами, завёл ферму. Он старается жить передовыми идеями века, решительный противник крепостного права. Его 200 десятин обрабатывают вольнонаёмные рабочие, которые портят машины. За становым посылать либеральные принципы и порядочность человека не позволяют.. Он лишний, не способен к практической деятельности (см. 22 гл.) Он мягок, умён, оформляет брак с Фенечкой, любящий отец. Н.П. Кирсанов пользуется уважением автора, но он «лишний»

А как складываются отношения с Аркадием? Давайте проследим их отношения от начала до конца. Аркадий Кирсанов - молодой, романтичный дворянин - попадает под влияние демократа Базарова, увлёкшись его идеями. Аркадий вообще легко поддаётся влиянию. Но трудовой образ жизни демократов для Аркадия, очевидно, не очень характерен: автор ни разу не показывает молодого Кирсанова за работой. Зато столько раз Аркадий заявляет о своих новых взглядах и откровенно любуется собой. Вспомните несколько примеров. Когда Аркадий и его отец едут в Марьино, отец говорит ему о родных местах и читает Пушкина. Аркадию это нравится, но, боясь показаться перед Базаровым романтиком, сделав равнодушный вид, он говорит о том, что нет разницы для человека, где родиться. Явно желая озадачить отца и дядю, Аркадий произносит слово «нигилист», не очень тактично заводит разговор о месте Фенечки в доме - ему хочется продемонстрировать широту взглядов. Нигилистические корни не укрепились в нём прочно.

Как Базаров относится к Аркадию? Он одёргивает своего молодого ученика, просит «не говорить красиво», но в то же время он привязан к Аркадию, и его можно понять: Аркадий - добрый и во многом симпатичный юноша, но вот тяжесть и суровость задачи, которую ему хочется взвалить на себя, он осознаёт плохо.

Противоречия между друзьями начинают обнажаться с того времени, когда они побывали в гостях у Одинцовой. Именно в Никольском появляется первая трещина. Аркадий не выдерживает сравнения с Базаровым. Анне Сергеевне он не интересен. Здесь же, в Никольском, начинается увлечение Катей, правда, на первых порах он этого не осознаёт. Между обоими молодыми людьми с некоторых пор установилось какое-то лжеразвязное подтрунивание, что всегда служит признаком тайного неудовольствия или невысказанных подозрений.

В усадьбе Базаровых Аркадий вступает в спор с Евгением. Этого раньше никогда не было! Под влиянием соперничества происходит окончательное осознание Аркадием своего «я», и здесь особенно проявляется связь Аркадия с дворянским гнездом: он стремится оправдать в глазах Базарова Павла Петровича, не соглашается с его резкими оценками.

Герои оказываются в одной ситуации: оба влюблены в Одинцову, оба без взаимности. Глубокая страсть Базарова оттеняет увлечение быстро утешившегося Аркадия.

Как строятся взаимоотношения Аркадия с Катей? Аркадий - мягкий воск, из которого человек сильный слепит всё, что угодно. Он подчиняется Кате, 18-летней девушке. Её это не удивляет: она сильная натура, она настоящее чудо: умная, красивая, умеет за себя постоять. Не замечая, Аркадий попадает под влияние Катерины Сергеевны. Она сразу видит разницу между Аркадием и Евгением и замечает, что они люди разной породы. «Он хищник, а мы ручные, » - говорит она. Катя понимает, что таким, как Базаров, а он «другой породы», нужно родиться. Умная Катя скоро понимает и другое: у Аркадия, после того, как он отошёл от Базарова, убеждений не осталось, остались только следы сатирического направления. Он, влюбившись в Катю, становится рьяным хозяином, ведёт общую жизнь с отцом в Марьине. Любовь Аркадия к Кате окончательно разводит друзей, а женитьба «усмиряет» Аркадия. Насколько крепки демократические идеалы Аркадия, говорят опять-таки сцены в Никольском

Базаров : «Мы прощаемся навсегда… для нашей горькой, терпкой бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость и молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не дерётесь - и уже воображаете себя молодцами, а мы драться хотим. Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты невольно любуешься собой, тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно - нам других подавай; нам других ломать надо! Ты славный малый, но ты всё-таки мякенький либеральный барич».

Аркадий : «Я теперь уже не тот заносчивый мальчик, каким я сюда приехал… я по-прежнему желаю быть полезным; желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне гораздо ближе. До сих пор я не понимал себя, а задавал себе задачи, которые мне не по силам».

Как мы видим, Аркадий осознал невозможность принять участие в революционной деятельности. И хотя «преобразования и необходимы», его роль в них ограничится только хозяйственной деятельностью в своей усадьбе. Задачи самовоспитания оказались Аркадию не по плечу. Итак, идеалы дворянства достигнуты Аркадием, осуществимы им. Аркадий грустит при разлуке с Базаровым : «Ты прощаешься со мной, Евгений?» И Базаров ему отвечает: «Ты ведь уж сам давно простился со мной»... С делом же, которому так предан Базаров, Аркадий давно уже расстался. Горько для обоих это прощание, оба переживают разлуку. «Ты прощаешься, и нет других слов, » - говорит Аркадий, а Базаров верен себе: он не хочет показывать своих чувств, но мы понимаем, что происходит в душе Базарова: «Есть, но я могу рассиропиться». Из всех людей Аркадий был для Базарова самым близким человеком, но Евгений понимает: для Аркадия естественно сделать то, что он сделал. И Евгений говорит Аркадию, чтобы он брал пример с галки. Галка - семейная птица, сидящая на кончике своего гнезда, и Аркадий вернулся к своему гнезду, став рьяным хозяином.

Почему «рьяным»? Аркадий не пошёл рядом с Базаровым, он опустился ниже своих родителей - «отцов», считая, что разумно можно строить отношения с рабочими с помощью станового. Если отец Аркадия мягок, то сам Аркадий бесхарактерен. Молодой Кирсанов не удерживается на уровне порядочности отцов. Перед нами дворянин-хозяин с капиталистической хваткой .

Вывод. Даже лучшие из дворян, свободные от предрассудков, практичные, демократичные «дальше благородного кипения дойти не могут, а это пустяки». Они слабы, вялы, не могут противостоять «новым людям». Главная задача Тургенева - доказать: «если сливки плохи, каково же молоко?»

Тургенев остаётся в оценке дворян человеком их круга, дворянство - его класс, но он перестал быть передовым, имея, безусловно, право на существование. В далёкое будущее дворяне повести не могут. «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса».

Но Тургенев не видел никаких условий развития и другого направления. Либеральные дворяне, которые ничего не сделают, всё- таки имеют какие-то условия деятельности (ферма Аркадия процветает), а Базаров трагически одинок: нет никаких соратников рядом, нет людей одного с ним масштаба, тех, кто мог бы «не спасовать перед ним». Анна Сергеевна - натура сильная, но она равнодушна к делам Базарова.

Базаров прощается не только с Аркадием, но и с Одинцовой, хотя та и выражает надежду на встречу. Давайте ещё раз проследим их отношения и посмотрим, понял ли Базаров Анну Сергеевну. Что творится в душе каждого из них? Это нам будет знать необходимо для того, чтобы понять их во время последней их встречи перед смертью Базарова.

Итак, Базаров знакомится с Анной Сергеевной на балу. Они обратили внимание друг на друга, выделяясь среди остальных своей незаурядностью. Он принимает приглашение навестить её сначала в гостинице, а затем и в её имении в Никольском. Мы с вами знаем и причину приезда Базарова и Аркадия в Никольское: они увлечены каждый по-своему Анной Сергеевной, пытаются это скрыть друг от друга. Мы знаем об их «однообразных» 15 днях, проведённых ими здесь. Для Базарова эти дни имеют свою сокрытую динамику становления его отношений с Одинцовой, знаем, чем заканчиваются эти отношения.

А как их характеризует Писарев? Отношения Базарова с Одинцовой кончаются тем, что между ними происходит странная сцена. Она вызывает его на разговор о счастье и любви, она с любопытством, свойственным холодным и умным женщинам, выспрашивает у него, что в нём происходит, она вытягивает из него признание в любви. Она с оттенком невольной нежности произносит его имя; потом, когда он, ошеломлённый внезапным притоком ощущений и новых надежд, бросается к ней и прижимает её к груди, она же отскакивает с испугом на другой конец комнаты и уверяет его, что он её не так понял, что он ошибся».

Всё кончено. Один из принципов Базарова: «Нравится тебе женщина - старайся добиться толку; а нельзя - ну и не надо, отвернись - земля не клином сошлась, » - в своей первой части изжил себя. Как это не тяжело осознавать Базарову, но теперь у Одинцовой ему делать нечего. «Базаров уходит из комнаты, и тем кончаются отношения. Он уезжает на другой день после этого происшествия, потом видится раза два с Анной Сергеевной, даже гостит у неё вместе с Аркадием, но для него и для неё прошедшие события оказываются действительно невоскресимым прошедшим, и они смотрят друг на друга спокойно и говорят между собой тоном рассудительных и солидных людей, » - отмечал Д.И. Писарев.

Но так ли это? Так ли уж всё спокойно в отношениях между Базаровым и Одинцовой? Уж не просмотрел ли Писарев какие – то глубинные процессы, которые привели к гибели Базарова? Чем явился для Базарова новый его приезд в имение Одинцовой? Ведь его принципы определяют смысл его жизни, и вдруг…

Он нарушил этот принцип; знал, что «толку» от Одинцовой не добиться, а всё равно опять к ней поехал. Базаров полюбил Одинцову сильно, поэтому, может быть, и тешил себя тем, что мог обмануться в её холодности… Вдруг она всё же окажется лучше, вдруг при новой встрече она всё-таки произнесёт ожидаемые им три слова. Он подверг жестокому испытанию всё своё мировоззрение: ведь если стоит «сломаться» одному этому принципу, то какова цена всего остального. Не так-то легко было Базарову решиться на третье посещение имения Одинцовой.

Что же произошло во время этой встречи? Базаров теперь пробыл у Одинцовой недолго, но был бы рад пожить здесь подольше, затем и приехал, но понял, что Одинцова не изменит своего отношения к нему, потому и побыл недолго.

Но интересное всё же произошло. Вспомните, Тургенев говорит, что после какой-то одной фразы Базарова, сказанной им на следующий день после приезда, лицо Одинцовой «…попеременно краснело и бледнело». Что случилось? Базаров высказался о возможности помолвки Кати и Аркадия: «Партия во всех отношениях хорошая; состояние у Кирсанова изрядное, о

И. С. Тургенев работал над романом «Отцы и дети» в начале 60-х годов XIX века. В романе нашли отражение процессы, происходящие в России в это время: борьба общественно-политических сил либералов и революционеров-демократов. Героями романа и являются представители двух идейных лагерей: либерал Павел Петрович Кирсанов и революционер-демократ Евгений Базаров.

Евгений Базаров молод, энергичен, деловит. Он ничего не принимает на веру и отрицает любые принципы. По своему мировоззрению он материалист, человек, прошедший школу труда и лишений. Базаров самостоятельно мыслит и ни от кого не зависит. Самостоятельность и уверенность в своих силах ему дают знания и труд. Он внук дьячка, сын уездного лекаря, он гордится своим происхождением. Базаров — нигилист, а слово это происходит от латинского nihil — ничто, то есть он отрицает все. Свое отрицание всего он обосновал теоретически: несовершенство общества и общественные болезни он объясняет характером самого общества. Базаров требует замены самих основ общества. Эти взгляды и убеждения Базаров высказывает в спорах с Павлом Петровичем — его идейным оппонентом.

Павел Петрович — представитель консервативных либералов. Он аристократ, англоман и очень самоуверенный человек. Он умен и обладает некими достоинствами: честен, благороден, верен своим убеждениям. Но Павел Петрович не чувствует движения времени, не приемлет современности, для него превыше всего традиции. В Базарове он видит опасность для себя и своего класса, поэтому он защищает свой «мир» всеми доступными ему средствами, вплоть до дуэли.

Базаров и Павел Петрович дискутируют на темы искусства, культуры, поэзии, природы, науки, духовности, философии, о русском народе.

В спорах с Павлом Петровичем Базаров часто агрессивен, пытается навязать свое мнение. С точки зрения Евгения, читать Пушкина — терять время, заниматься музыкой — смешно, наслаждаться природой — нелепо. Кирсанов же в состоянии оценить прекрасное: он читает Пушкина, играет на рояле. Базаров — человек прямой, он не привык «кривить душой», из вежливости прятать резкое, но справедливое слово. Это раздражало Павла Петровича. Его «аристократическую» натуру возмущала совершенная развязность молодого человека. «Этот лекарский сын не только не робел перед ним, но и отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое».

Базаров не признает никаких «принсипов», а Павел Петрович, напротив, считает, что без принятых на веру принципов жить невозможно. После слов Павла Петровича о том, что в нынешнее время вместо «Шиллеров» и «Гёте» «пошли всё какие-то химики и материалисты», Базаров резко заявляет: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Материал с сайта

Все принципы Павла Петровича сводятся, в сущности, к одному — защитить старый порядок. Принципы же молодого нигилиста сводятся к тому, чтобы уничтожить этот порядок.

Тургенев писал, что его произведение направлено против дворянства, но он не верил и в перспективность революционно-демократического движения, хотя симпатии автора определенно на стороне главного героя.

По мнению Тургенева, Базаров — «лицо трагическое», потому что время Базаровых еще не пришло. Финал романа убеждает в несостоятельности теории Базарова. Гибнет не он, а его искусственная теория.

Роман «Отцы и дети» для нас — зеркало, в котором отразилась эпоха 60-х годов XIX века, с ее конфликтами и противоречиями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • спор кирсанова и базарова
  • предметы спора базарова и павла петровича таблица
  • предмет спора базарова и павла петровича
  • спор базарова и павла петровича,
  • идейный спор базарова и кирсанова таблица