Явления богоматери. Явление Богоматери в России

Пресвятая Владычица Богородица, Матерь Божья, Царица Небесная, Нетленная, Пречистая, Заступница усердная… Уже много веков это имя слетает с губ всех верующих, обратившихся за поддержкой и помощью. И Богородица всегда помогает, не отказывая никому в защите. В этой книге – житие Девы Марии, ее чудеса, советы и подсказки, наши с вами просьбы и обращения к Царице Небесной. Здесь собраны рассказы тех людей, которым она помогла, молитвы и акафисты, которые оказывают колоссальную поддержку всем нуждающимся.

Из серии: Просто попроси

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Богородица поможет (С. В. Кузина, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Явления Богородицы во сне и наяву

С первых веков христианства по настоящее время происходят многочисленные явления Девы Марии, которым посвящено множество книг, почитаемых икон, монастырей, памятных знаков. Богородица является людям и наяву, и во сне. Одних она воодушевляла на подвиги благочестия, других утешала в скорбях, третьих учила верным путям спасения. В Православной церкви в память о некоторых явлениях устраиваются крестные ходы с выносом икон, распространяется литература о явлениях Богородицы, составляются особые молитвы.

Как она выглядит при своих явлениях людям?

Свидетели рассказывали, что в первые секунды явления от Богоматери исходил такой яркий благодатный свет, что многих почти ослеплял. Но стоило ей прикоснуться к человеку, как зрение тотчас восстанавливалось, и люди могли ее рассмотреть. Одним она являлась в царской багрянице с золотыми крестами. И на ее голове возвышалась золотая корона с крестом вверху. Другие ее видели одетой в синюю мантию поверх хитона. Третьи описывают одеяние Богоматери как иноческую мантию. И в руке у нее был игуменский жезл. Как правило, Царица Небесная являлась не одна, а в сопровождении различных святых. Ее спутниками были Иоанн Предтеча, апостол Иоанн Богослов, апостол Петр, святитель Николай Чудотворец, преподобные Киево-Печерские, Афонские, Псковские, Новгородские, Соловецкие, Валаамские, мученики, мученицы и другие праведники, а также – сонмы ангелов.

Где и когда Она являлась?

Богоматерь являлась людям в разные часы и в разных местах. Но особенно часто ее видели во время молитв – утренних, полуденных, вечерних, полуночных и после трех часов пополуночи. И чаще всего – в церквях, монастырских кельях, лесных землянках. На месте последних со временем появлялись храмы или обители.

Кто Ее видел?

Три раза являлась Дева Мария Преподобному Серафиму Саровскому. О первой встрече он поведал в своем житии. 25 ноября 1825 года он шел по Саровскому лесу. И на берегу речки Саровки, у Богословского источника, старец увидел Богоматерь. Сзади нее стояли апостолы Петр и Иоанн Богослов. Божия Матерь ударила в землю Своим жезлом, и вслед за этим мгновенно забил из нее фонтаном источник светлой воды. Преподобный упал пред Богоматерью на колени и просил Ее дать Свое благословение водам источника. И Царица Небесная обещала исполнить его прошение. Далее Она дала Серафиму подробные наставления по устройству Дивеевской обители. Она назвала по имени восемь сестер-девиц из прежней общины первоначальницы монахини Александры, дала особый устав и велела принимать в новую общину одних только девиц. Игуменией этой обители Она обещала всегда быть Сама, и назвала ее Своим «четвертым вселенским жребием на земле».

Через пять лет, в 1830 году, Божья Матерь вновь явилась перед Серафимом. Об этом он сам рассказывал дивеевскому священнику отцу Василию Садовскому. В этот раз Дева Мария сказала Серафиму: «Любимиче Мой! Проси от Меня чего хочешь». И Преподобный попросил, чтобы «все в Серафимовой пустыни спаслись бы сироточки». И Матерь Божия обещала Серафиму «сию неизреченную радость».

Третья встреча произошла в день Благовещения через год, в 1831 году. О ней Серафим рассказал дивеевской монахине Евпраксии. Она пришла к нему в гости по его приглашению, и он встретил ее со словами радости: «Ах, радость моя! Какая нам с тобою милость и благодать готовится от Матери Божией в настоящий праздник! Повторяй, матушка, несколько раз сряду: Радуйся, Невесто Неневестная! Аллилуйя!» Евдокия начала плакать, говоря, что она недостойна. Но Преподобный утешил ее: «Хотя ты и недостойна, но я о тебе упросил Господа и Божию Матерь». Затем он надел на нее свою мантию и сам начал читать акафисты – Спасителю, Божией Матери, Святителю Николаю, Иоанну Крестителю и каноны – Ангелу Хранителю и Всем святым.

По прочтении канона Всем святым оба вдруг услышали шум, как будто в лесу бушевал ураган. Затем раздалось пение, дверь сама собою отворилась, и келья наполнилась благоуханием и необычайным небесным светом. Старец упал на колени и, воздев руки к небу, воскликнул: «О, Преблагословенная, Пречистая Дева, Владычица Богородица!» И тут Серафим и Евпраксия увидели шествие небожителей. Впереди шли два Ангела, у каждого из них в руке было по ветви с распустившимися цветами. За ними следовала сама Царица Небесная и за Нею попарно 12 святых дев-мучениц и преподобных – Варвара, Екатерина, Фекла, Марина, Ирина, Евпраксия, Пелагея, Дорофея, Макрина, Иустина, Иулиания и Анисия. Сзади шли святой Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов в белых блестящих одеждах. На Богоматери была блестящая мантия, а под мантией – зеленый хитон, перепоясанный высоким поясом. Поверх мантии видна была как бы епитрахиль. На голове Ее возвышалась чудная корона, увенчанная крестами. Волосы Царицы Небесной были распущены и лежали на плечах. Она, казалось, была выше всех дев. Девы же все святые были в венцах, также с распущенными волосами и одеты в разноцветные платья. Тесная келья Преподобного как будто расширилась и залилась ярким светом, затмевающим солнечный.

Монахиня Евпраксия при виде такого чудесного шествия упала без чувств. Поэтому позже не могла сказать, сколько по времени длилась эта встреча Серафима с Девой Марией. Она пришла в себя только после того, как Богоматерь поинтересовалась у Серафима, что за женщина лежит на земле? Отец Серафим ответил: «Это та, о которой я просил Тебя, Владычица, чтобы быть ей при явлении Твоем». Тогда Пречистая подошла к Евдокии и, взяв ее за правую руку, произнесла: «Встань, девица, и не бойся нас. Такие же девы, как и ты, пришли сюда со Мною». Евдокия встала, и Богоматерь повторила ей: «Не убойся. Мы пришли посетить Вас». И повелела монахине подойти к небожителям, познакомиться с ними и расспросить об их жизни. Немного осмелев, та подошла сперва к Ангелам, а затем и ко всем святым. И они ей назвали свои имена и рассказали про свою жизнь и свои подвиги.

Между тем Богоматерь беседовала с Преподобным Серафимом. Она отдавала указания и велела ему, чтобы он возложил послушание на дивеевских сестер. И пообещала, что если исправят они это послушание, то «будут со Мною и с тобою, а если потеряют мудрость, то лишатся участи сих святых дев». Затем Царица Небесная сказала отцу Серафиму: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами», и благословила его. Простились со Старцем и все святые. Предтеча и апостол Иоанн Богослов благословили его, а девы целовались с ним по-священнически – рука в руку. Дивеевской же сестре было сказано: «Видение это даровано тебе ради молитв отцов Саровских: Серафима, Марка, Назария и Пахомия». И затем в одно мгновение светлый сонм небожителей как будто скрылся в небе. По словам самого Серафима, встреча с небожителями длилась почти четыре часа. И при этом он прибавил: «Вот какой радости мы достигли! Есть нам почему веру и надежду иметь ко Господу».

Среди других счастливчиков, кому повезло увидеть Божию Матерь были – святой Андрей Христа ради юродивый, святой Нифонт Кипрский, Афонские преподобные Матфей и Косма. По их словам, Богоматерь стояла в храме, слезно молилась о всем мире, смотрела на молящихся и раздавала им монеты.

Также о явлениях Богоматери рассказывали Афанасий Афонский, греки-зодчие Киево-Печерской лавры, Преподобный Сергий Радонежский, схиигумен Глинской пустыни Филарет, монах той же пустыни Досифей, оптинский схимник Иосиф и многие другие.


Однажды Пресвятая Дева наяву явилась некоторым детям алтайцев под Томском. Об этом рассказали местные жители алтайскому миссионеру архимандриту Макарию (Глухареву). Будто бы еще за год до его приезда Дева Мария явилась одному мальчику и предсказала: «Дитя! Пройдет год, и сюда приедет Макарий. Ты его увидишь. Он научит тебя молиться Тому Богу, Который сотворил Алтай». Мальчик поинтересовался, как он узнает Макария. Тогда Богоматерь подвела его к реке Майме и показала на поверхность воды – на ней появился образ архимандрита Макария. И вот спустя год миссионер действительно приехал с тем, чтобы крестить алтайцев. Новообращенным стал и этот мальчик, с которым беседовала Матерь Божья.


В католической церкви также почитаются явления Девы Марии. Наиболее известные из них:

352 год – людям, находившимся в базилике Санта Мария Маджоре в Риме;

1214 год – святому Доминику с вручением ему розария;

1531 год – мексиканскому индейцу Хуану Диего Куаухтлатоатцину;

1830 год – святой Екатерине Лабуре в Париже, в храме на Рю де Бак;

1846 год – двум молодым пастухам Мелани Кальва и Максимену Жиро во французском Ла-Салетт;

11 февраля 1858 года – Бернадетте Субиру в Лурде (Франция). 25 марта были произнесены слова: «Я есмь Непорочное зачатие»;

Первые упоминания о Деве Марии на Руси датируются от написания апостолом Лукой первой иконы Богородицы, именуемой Владимирской. Осененный свыше апостол Лука, получив дар первого в Христовой церкви иконописца, изобразил на доске видимый им духовными оком лик Пресвятой Девы.

Богородица, как повествует житие святого евангелиста Луки, при виде иконы воспела Величальную: «Отныне будут ублажать Меня все роды». И сказала: «Благодать рожденного Меня и Моя да пребудет с сей иконою во веки. Мой покров и благодатное заступничество обретут все, кто будет призывать Мою помощь, молясь перед иконами с Моим изображением. Господь пошлет им неизреченные милости и щедроты из Царства Своего».

Благословив апостола, Дева Мария предначертала судьбу иконы и чудеса сопутствующие ей в Иерусалиме и Константинополе, Вышгороде и Владимире и всей Руси. «Я приду с этим образом на Русь Святую и явлю многие чудеса и знамения покрова на сей дивной земле, посвященной Мне от века», - сказала Богородица, подробно раскрывая святому апостолу многие тайны страны, которую Она назвала Святою Русью.

До середины V века икона находилась в Иерусалиме, в храме, воздвигнутом в честь Богоматери. Во время правления императора Феодосия Младшего Дева Мария явилась одному монаху-послушнику и просила передать патриарху, чтобы икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь. В начале XII века она была подарена князю Юрию Долгорукому и находилась в монастыре города Вышгорода. Богородицу видели десятки священников и паломников. Богоматерь Владимирская появлялась над храмом в сиянии ослепительного света.

Слух о чудесах в Вышгороде дошел до князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого. Князь посетил женский монастырь. Во время его паломничества сияние иконы усилилось настолько, что он князь мог видеть образ Девы Марии, смотрящей на него с любовью и, казалось, что-то говорящей. Андрей, словно наяву, услышал: «Возьми сей образ Мой и перенеси в суздальскую землю». Чудотворную икону поместили в специально сооруженную повозку, запряженный лошадьми. Торжественный кортеж, прошествовав через Владимир. В 10 верстах ниже города по течению р. Клязьмы, лошади внезапно остановились как вкопанные. Коней заменили, но и новые лошади не могли тронуться с места. Князь Андрей сошел со своего коня, поцеловал Владимирскую землю и вознес руки в молитве к Богородице. В это время Дева Мария явилась ему со свитком. Она стояла на белом облаке. Сонмы русских святых, отшельников, юродивых и апостолов взирали на Пречистую.

«Что означает свиток сей?» - спросил Андрей Боголюбский у Богородицы. Внутренним слухом князь услышал царственный голос Девы Марии: «Сия скрижаль от книги жизни. В ней имена всех святых, прославленных в церкви, тайна спасения, имена любящих Меня и прибегающих к Моему заступничеству». «Воздвигни на сем месте храм в честь Моего Непорочного Зачатия. Я буду оказывать Свой покров всем, кто исповедует Меня своей Непорочной Матерью».

Это местечко стали называть Боголюбовым и вскоре поставили там церковь. Дева Мария открыла князю Андрею тайну Святой Руси: «Я от века Покровительница Святой Руси, - сказала Богоматерь, - которая созиждена по Моему образу, Вечной Девы. Пока Россия будет поклоняться Пресвятой Деве, Матери Христа, приснодевственная Ее красота будет отражать все стрелы вражии: варваров, бедствия и всякое бесчестие. Как только прекратится поклонение Мне как новому Творению, как Победительнице дьявола, как могущественной Деве, Россия потеряет силу и будет ввергнута во тьму».

В 1174 году Андрей Боголюбский был убит в результате боярского заговора. Дружинники заговорщиков тут же кинулись грабить имущество князя. В городе началась резня. Тогда священник Николай, прибывший вместе с Боголюбским еще из Вышгорода, надел облачение, взял икону и пошел с ней по улицам Владимира. Мятеж утих, город остался цел.

После гибели Андрея Боголюбского Владимир отдали во владение его племянникам Ярополку и Мстиславу Ростиславичам. Они ограбили Успенский храм, забрали золото и серебро и захватили себе земли, которые пожертвовал храму Андрей. Чудотворную икону Богоматери Ярополк отдал своему племяннику Глебу Рязанскому. Это деяние возмутило жителей Владимира. Они восстали, решив изгнать Ростиславичей. Дружинники князя, не принимая боя, бросили знамя и кинулись бежать, как говорили потом, «гонимые гневом Божиим и Святой Богородицы», а испуганный Глеб поспешил возвратить икону городу.

С тех пор почти два с половиной века икона была покровительницей Владимира. В 1185 году в городе сгорел соборный храм со всем, что в нем было, – однако образ уцелел. Во время нашествия татар под предводительством Батыя он лишился драгоценного оклада, но сам остался невредимым. С его помощью князь Дмитрий Донской одержал победу над Мамаем в 1380 году.

1160 г. Эразм, инок Киево-Печерского монастыря, пожертвовал все свои деньги на украшение Печерской церкви, но потом очень пожалел об этом и заболел от переживаний. Семь дней он лежал в беспамятстве, но на восьмой внезапно поднялся в постели и рассказал, что видел Богородицу с Сыном на руках. Она сказала: «Эразм, поелику ты украсил церковь Мою иконами, и Я украшу тебя в церкви Сына Моего; встань, покайся, облекись в ангельский образ, а на третий день я возьму тебя к Себе как возлюбившего благолепие дома Моего». Эразм выполнил все, что повелела ему Дева Мария, и на третий день скончался.

1165 г. Св. Иоанн, будущий архиепископ Новгородский, с братом строили каменный храм, но деньги заканчивались. Тогда они обратились с молитвой к Деве Марии. Явившись братьям во сне, Божия Матерь сказала: «Зачем вы впадаете в такую печаль и предаетесь сетованию о том, что строительство храма замедлилось? Я не оставлю моления вашего, ибо вижу вашу веру и любовь, в скором времени у вас будет все необходимое для сооружения храма и даже останется излишек; только не оставляйте благого дела и не охладевайте в вере». На следующий день братьям, неизвестно от кого, было переданы золотые монеты, и они благополучно достроили храм.

В 1212 году Дева Мария явилась князю Михаилу Всеволодовичу Черниговскому и его жене. У княжеской четы не было детей и они молились Пречистой о ниспослании даровании им потомства. Однажды ночью появилась Пресвятая Богородица и сказала: «Дерзайте, дерзайте и молитесь; ваша молитва услышана и вот вам знамение: возьмите благоухание и покадите им весь дом свой». После слов Богоматери изумленные супруги увидели в изголовье своей кровати узелок с благовониями. Через несколько дней Дева Мария снова появилась и на этот раз вручила голубицу, что предвещало рождение дочери.

Князь и княгиня отправились в Киев, в Печерский монастырь, где произошло третье явление Богородицы, которую сопровождали преподобный Антоний и Феодосий. Дева Мария возвестила, что у них родится дочь, и велела назвать ее Феодулией, предсказав, что она станет монахиней.

Через некоторое время княгиня действительно родила девочку. Когда Феодулии исполнилось 15 лет ее обручили с суздальским князем Миной. Девушка молилась Богоматери, чтобы та помогла ей, поскольку хотела постричься в монахини. Тогда и ей явилась Дева Мария и сказала: «Чти отца и матерь и не противься своим родителям. Не бойся: скверна мира сего не прикоснется к тебе, и твоего брака не будет…».

Княжна так и не вышла замуж. Ее нареченный муж умер, а она, с именем Евфросиния, постриглась в суздальском монастыре, где впоследствии стала игуменьей. Незадолго до кончины Евфросинии Суздальской явилась Богородица и предрекла, что город постигнет великое землетрясение, знак гнева Божия на его жителей и монахов. Старица сообщила иерархам о видении и предстоящем бедствии: «По грехам нашим великая беда придет на Суздаль. И не тщитесь тогда искать помощи святых и молитв Пресвятой Богородицы, если не станете каяться и просить о милости Бога».

Пророчество Евфросинии привело в замешательство суздальских служителей Церкви. В тот же день, во время молитвы в храме, затряслась и треснула земля, а сквозь зияющие трещины раздался вопль чудовищ ада и вопль тысяч грешных душ. Страх и ужас объял всех жителей Суздаля. Гигантское серое облако пыли заволокло небо и покрыло город тьмой. Падая, в полной темноте, вслепую бежали жители, кто в храм, или куда глаза глядят, спасаясь от бедствия, обрушившегося на город. В церкви в кромешной тьме раздавались чьи-то умоляющие голоса: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Наконец, молитва в храме остановилась, и настала гнетущая тишина, точно собор провалился под землю.

Покой сохраняла только преподобная Евфросиния. Она восхищенно смотрела в небо и повторяла: «Кайтесь, и Господь простит. Сколько было предупреждений о покаянии, и не были услышаны. И вот, бедствия пришли».

Вижу небо отверстым и в невечернем свете Сына Божия, а пред Ним Пречистую Матерь со святыми угодниками. Будем вместе молиться, да пощадит Господь град наш и прекратится бедствие, - сказала она. Внезапно черное облако рассеялось, а на небесах появился чудный храм, над которым стояла Жена в одежде русской княгини с золотым жезлом и младенцем Иисусом на руках. Землетрясение тут же прекратилось.

Еще несколько раз являлась Богородица преподобной Евфросинии Суздальской. Когда на Руси начались повальные болезни, преподобная обратилась с молитвой к Богоматери. Она явилась ей и обещала: «Я умолю Сына Моего, да дарует Он тебе власть спасать и исцелять всех, кто через тебя будет призывать Христа и Меня, рождшую Его».

В XIII веке Богоматерь явилась трем монахам-аскетам в Киевско-Печерской лавре. Огненное облако божественного света светилось, как неопалимая купина. А над облаком в ослепительном свете появилась Дева Мария. Она сказала «Я Мать нищих и сирот, чающих неизреченных богатств Моего Божественного Сына». Во время ее появления происходило множество чудесных явлений и исцелений. Больным и страдающим людям Богородица говорила: «Я радость всех скорбящих на земле. Я прихожу утешить сирот в часы скорби и возвестить им о неизреченных благах, приготовленным для них Моим Божественным Сыном». «Я прихожу явить Свою материнскую милость и заступничество Моим детям».

На вопрос: «Какой удел ожидает нас, Владычица?» - «Спросит Всевышний за грехи, но милость Его неизъяснима, и Мое заступничество во многом определяет окончательный удел».

На смертном одре монах Лазарь Муромский (XIV в.) рассказал о явлении Солнечной Жены на Почаевской горе. Преподобный Лазарь описывал, как Богородица в огненных лучах стояла над Почаевом, а святые мужи небесной церкви подходили к Ней за благословением, кланялись и внимали Ее премудрым советам. На этом месте камень запечатлел след Ее правой стопы, который источил воду. И сейчас на Святой Горке в Почаеве на камне близ источника сохранился отпечаток стопы Пресвятой Богородицы.

В конце XVI века, в день Рождества Пресвятой Богородицы, крестьянин Никита Кучков, живший неподалеку от Хлынова, увидел во сне, будто бы он находится в городе и видит Царицу Небесную с небесными силами и Иоанном Предтечей. Богородица сказала собравшимся вокруг людям: «Вы обещали построить монастырь во имя Мое, зачем же ныне забыли о своем обещании? Есть у вас и строитель, данный вам от Бога. Он скорбит и непрестанно просит о том Господа. Вы презираете его, не исполняете его велений. Если же не исполните Моего повеления, то постигнет вас гнев Божий: пожар, голод и мор».

После чего Богородица указала рукой на место, где нужно построить монастырь.

В 1484 году инок Валаамского монастыря Александр во время ночной молитвы в пещерной келье увидел Богородицу, которая указала ему ярким небесным светом место его будущих подвигов.

– Александре! Изыди отсюда и иди на преждепоказанное тебе место, в нем же возможеши спастись.

На следующий день Александр ушел из монастыря и поселился на берегу Рощинского озера, неподалеку от реки Свирь. В полном уединении он прожил семь лет. Александр прославился под именем преподобного Александра Свирского и заложил основание церкви Покрова Божией Матери.

За несколько лет до смерти Александра еще раз явилась Богоматерь. Однажды ночью Александр молился Богородице о помощи своей обители, потом сказал своему духовному сыну Афанасию, который был рядом с ним:

– Чадо, трезвись и бодрствуй, поскольку будет сейчас посещение чудное и ужасное.

– Се Господь грядет и Рождшая Его.

Выйдя из кельи, они увидели яркий свет над обителью. Над фундаментом алтаря заложенной церкви восседала на престоле Богоматерь с Младенцем, в окружении ангелов. Иноки пали ниц перед Ней.

– Встань, избранник Сына и Бога Моего, – услышали они голос. – Я пришла посетить тебя, возлюбленный Мой, поглядеть на основание церкви Моей, потому что услышала твою молитву. А о прочем не скорби.

Александр увидел множество иноков с камнями и инструментами, которые шли к заложенной им церкви. А Божия Матерь продолжала:

– Возлюбленный Мой, если кто и один кирпич принесет для церкви Моей, во Имя Иисуса Христа, Сына и Бога Моего, не погубит мзды своей.

Когда видение окончилось, преподобный поднял Афанасия, который все это время лежал на земле. Инок, рыдая, говорил:

– Скажи мне, отче, что это было за чудное и страшное видение, так что дух мой едва не разлучился с телом от этого неизреченного света?

В настоящее время Александро-Свирский монастырь одна из величайших святынь на северо-западе России.

Явление Пресвятой Богородицы игуменье Таисии, настоятельнице Леушинского монастыря, 27 ноября 1886 года: «С вечера на двадцать седьмое, день Знамения Богоматери, я решилась непременно наутро идти к утрени. Озабоченная этой мыслью, я проснулась в начале четвертого часа, а так как утреня у нас бывает в 5 часов, то, одевшись и приготовившись совсем, легла еще полежать и заснула. В этот краткий промежуток до звонка к утрени мне и привиделось следующее чудное явление.

Все мы в нашей домовой церкви; пришли, чтобы отсюда крестным ходом идти встречать идущую к нам Царицу.

У всех в руках свечи зажженные, а у меня в руках, кроме моей зажженной свечи, еще толстая необожженная восковая свеча, которую мне и приказано, когда придет Царица, зажечь от своей горевшей свечи и подать Ей.

Все мы крестным ходом вышли на монастырскую площадь, где ныне храм, и остановились в ожидании прихода Царицы. Долго, долго Ее не было, так что у нас от свечей оставались в руках лишь маленькие огарки.

Вдруг вдали, по направлению к святым воротам, на горизонте показалось как бы восходящее солнце, между тем как был яркий полдень, и солнце светило над головами. Мы стали вглядываться и увидели, что оно не подымается, как обычно солнцу, а, идя по земле, подвигается по направлению к нам. Когда этот солнечный шар подошел ближе, то ясно можно было разглядеть, что он овальный, то есть продолговатый, и ядро света заключается в самой середине, в центре его. Когда оно подошло еще ближе к святым вратам, то уже ясно все увидели, что это Царица Небесная (во весь рост) шла к нам, Она-то и была ядро света солнечного, а круг, образовавшийся около Нее, были лучи. Как только Она взошла в святые врата обители, над Ней в небе запели невидимые Силы «Достойно есть». Эту же песнь запели и сестры, ожидавшие Ее, зазвонили все колокола, и произошло нечто необычное. Между тем я раздумывала: «Так вот какая Царица пришла, не земная, как я ожидала, а Небесная Царица; так подавать ли мне Ей свечу, приготовленную для Нее, или нет?»


На эту мысль ответила следующая мысль: «Да ведь тот, кто дал такое распоряжение (а кто это был, я не знаю), может быть, и знал, какая Царица придет; да при том же «истинное послушание не рассуждает»; мне велено подать, я и должна». Решив таким образом, я зажгла приготовленную большую свечу от своего горевшего огарка и, подошед к Царице, низко поклонилась Ей, но не в ноги, потому что обе руки были заняты, и молча со страхом и благоговением подала Ей свечу зажженную. Но, к удивлению моему, Она, милостиво смотря на меня, подняла ручку и протянула ее не к подаваемой Ей большой свече, а к моему огарку, который я держала в левой руке, и при этом сказала мне: «Мне угодна свеча, горевшая в твоих трудах для Меня, а эту свечку (указав на большую) возьми себе и снова трудись с ней, пока Я опять приду на то место». Я, объятая благоговением, не могла ни слова вымолвить и молча поклонилась Ей, взявшей из моей руки мой огарок. Тут я снова услышала пение (которое или за разговором с Царицей уже не слыхала, или же действительно оно прекращалось, не знаю) и проснулась, объятая трепетом благоговейным; из этого я поняла, что Царица Небесная как бы благословила Своим посещением место, назначенное для Ее храма (храм в честь Похвалы Богородицы), ибо Она на этом именно месте стояла; благословила и труды мои, приняв прежние и указав новые, большие и труднейшие, которые предстояли мне в деле созидания храма Ее».

Дева Мария – одна из самых почитаемых личностей и величайшая из христианских святых. Пожалуй, нет на свете ни одного человека (за исключением младенцев, пожалуй), который не слышал бы о ней. О Марии, Матери Иисуса Христа, знает и католик, и православный, и мусульманин, и атеист.

В основе почитания Девы Марии лежит истина Ее Богоматеринства, и именно этой истине в Римско-католической церкви посвятили первый день нового года. 1 января католики всего мира отмечают Торжество Пресвятой Богородицы – праздник, завершающий Рождественскую октаву.

Ну, а мы в этот день вспомним самые известные явления Девы Марии народу. Правда, оговоримся, что далеко не все эти явления официально признаны католической церковью. Некоторые до сих пор ждут своего часа и тщательнейшим образом изучаются. К тому же явлений Пресвятой Девы в разы больше, чем семь.

Явление первое. Крестившая Латинскую Америку.


Фото: fototelegraf.ru

Жители Латинской Америки свято чтут образ Пресвятой Девы Марии Гваделупской, которую считают покровительницей обеих Америк и уважительно называют «Наша сеньора Гваделупе». А начался культ почитания Девы Гваделупской со скромного индейца Хуана Диего, проживавшего вблизи Мехико. 9 декабря 1531 года он, как новообращенный католик, спешил мимо холма Тепейак на утреннюю мессу в церковь, но неожиданно услышал прекрасное пение. Решив полюбопытствовать, откуда раздается этот голос (или голоса), он взобрался на вершину холма и увидел сияющее облако. В облаке том Хуан Диего увидел прекрасную молодую женщину, которая была больше похожа на девушек его племени, нежели на белокожую испанку.

Дама назвалась Девой Марией и попросила построить на месте её явления храм, чтобы все желающие могли почитать ее Сына – Иисуса Христа. Но вот незадача! Священники не поверили Хуану, решив, что Богоматерь не может явиться какому-то там индейцу без души (ранее испанцы считали, что у коренного населения латинской Америки душа отсутствует, а значит, индейцев можно убивать без зазрения совести).

Но Богоматерь не отступила. В один день, когда Хуан Диего отправился за священником для своего больного дяди, Дева Мария в очередной раз явилась несчастному индейцу и повелела собрать все цветы, какие он только найдет на холме. Юноша повиновался, хотя на холме ничего не росло. Но внезапно он увидел куст роз, растущий на скале. «Вот Мое знамение, – сказала Дева Мария. – Возьми эти розы, заверни в свою накидку и отнеси епископу. На этот раз он поверит тебе».

Придя к епископу Хуан Диего развернул свою накидку, где были розы, и все увидели на ткани Богородицу, стоящую на молодом месяце, в окружении звёзд и Солнца. После этого священники раскаялись в своем неверии, а дядя Хуана Диего, находившийся при смерти, был чудесным образом исцелен.

Всё это убедило коренных жителей Мексики, которые продолжали поклоняться своим богам, что христианство – истинная вера. И после явления Девы Марии Гваделупской почти 6 миллионов индейцев самостоятельно обратились в католичество. Так состоялось крещение Латинской Америки.

Явление второе. Дева и пастушка.



Фото: kovensky.ru

В 1858 годуДева Мария явилась простой деревенской девочке из французского городка Лурд. 14-летняя Бернадетта Субиру, не блиставшая умом, фактически стала вестницей догмата католической церкви о Непорочном Зачатии Пресвятой Богородицы. 11 февраля 1858 года родители послали Бернадетту вместе с другими детьми за ветками для растопки. Чтобы попасть в рощу, где можно было набрать этих самых веток, детям пришлось пересечь небольшой ручей. Друзья Бернадетты быстро справились с этой задачей, а девочка так и осталась стоять в нерешительности – то ли пересекать ручей, то ли нет.

Так и не дождавшись ее решения, дети оставили Бернадетту одну. Когда же наконец девочка решилась пересечь холодный ручей, она вдруг увидела золотистое облако, что выплыло из пещеры на другом берегу ручья. На облаке стояла неземной красоты женщина…

Первый раз Бернадетта не посмела последовать за прекрасной дамой, однако все остальные 18 явлений пастушка не только следовала за незнакомкой, но и разговаривала с нею. Поначалу девочка подумала, что это душа одной из умерших годом ранее жительниц деревни, но позже поняла, что с нею вела беседы сама Дева Мария.

Бернадетта, страстно желавшая узнать имя своей собеседницы, однажды на одной из встреч озвучила свой вопрос, и тогда Богоматерь ответила: «Я есмь Непорочное Зачатие». Девочка передала эти слова своему духовнику, который вспомнил, что буквально за 4 года до этого церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Пресвятой Богородицы. Конечно же, необразованная Бернадетта не могла знать об этом. Так в то, что юная пастушка из Лурда общается с Девой Марией уверовали все жители близлежащих деревень и сёл.

Позже Бернадетта стала монахиней, но долго не прожила. Она умерла в возрасте 35 лет от непосильных работ, зависти других монахинь и переживаний, связанных с огромным вниманием паломников к скромной девушке. В 1933 г. Бернадетта Субиру была причислена к лику святых Католической церкви.

Явление третье. Фатимские тайны.



Фото: subscribe.ru

Считается, что Дева Мария явилась трем детям из португальского городка Фатима в 1917 году, однако некоторые исследователи уверяют, что явления эти продолжались с 1915 года вплоть до конца 1917 года.

Богородица оставила трем детям – двум сёстрам Лусие и Жасинте и их брату Франсишку – три предсказания, которые были открыты не сразу. Во-первых, детям поначалу не поверили. Когда Жасинта рассказала своим родителям о встречах с прекрасной Девой, её высмеяли, а Лусию даже побили. Староста допрашивая детей вместе и по отдельности, так и не смог добиться признания о том, что все эти встречи и предсказания – выдумка самих ребят.

Через 13 лет, после тщательного расследования явление Девы Марии в Фатиме было признано Римско-католической церковью подлинным чудом. Однако скептики до сих пор уверены, что в фатимских явлениях нет ничего сверхъестественного. Одни ученые полагают, что «танец солнца», который 13 октября 1917 года вместе с детьми наблюдали и 70 тысяч паломников, приехавших в Фатиму, легко объясняются законами физики, а другие уверены – во всём виновато НЛО.

Тем не менее, три предсказания, три тайны, которые явила Богородица трем детям, сбылись. Первое касалось начала Второй мировой войны, второе – судьбы России, а третье – судьбы Папы Римского.

Про Россию Дева Мария сказала так: «...Начнется другая война... (речь, скорее всего идет об Октябрьской революции и Гражданской войне – прим. автора) Чтобы помешать этому, я буду просить о посвящении России Моему Пренепорочному Сердцу... Если на просьбы мои откликнутся, Россия обратится и настанет мир, если нет - то она распространит свои заблуждения по миру, сея в нем войны и гонения против Церкви; праведники станут мучениками... многие народы будут уничтожены. Но в конце Мое Сердце восторжествует. Святой Отец посвятит Мне Россию, которая обратится, и на некоторое время будет дарован мир».

Кстати, в 1952 году Папа Римский Пий XII особым апостольским письмом посвятил народы России Пречистому Сердцу Марии. Подобный обряд состоялся и через 12 лет, когда следующий Папа, Павел VI, во второй раз посвятил народ России и других стран «социалистического блока» Сердцу Марии.

Третье предсказание Богородицы было раскрыто относительно недавно. Оно касалось покушения на Папу Римского. Действительно, в 1981 году в Папу Иоанна Павла II стрелял турецкий террорист. Однако иерарх католической церкви остался жив, и через год посетил Фатиму, положив пулю, извлеченную из его тела, на алтарь храма, построенного в честь явления Девы Марии.

Явление четвертое. Дева Мария в Японии.


Фото: sibcatholic.ru

Пречистая Богородица являлась людям не только в Европе. В начале 70-х прошлого столетия Дева Мария появилась в Японии, в небольшом городке Акита. Видела Богоматерь глухая монахиня Агнесса Сасагава Кацуко.

В возрасте 19 лет после неудачно проведенной операции она потеряла слух и в течение 16 лет была прикована к постели. Медики только разводили руками. Они были бессильны помочь девушке.

Глухую пациентку переводили из больницу. И вот в одном из госпиталей, она встретилась с медсестрой-католичкой, которая рассказала несчастной о христианской вере. Благодаря медсестре состояние Агнессы улучшилось, а в 1969 году она решила уйти в монастырь и посвятить себя Богу. Правда, через 4 месяца после пострига состояние женщины снова ухудшилось, и только святая вода из источника в Лурде помогла монахине встать на ноги.
Первый раз Агнессса увидела Деву Марию 12 июня 1973 года во время молитвы. Блестящие таинственные лучи вышли из Дароносицы. Эти лучи Агнесса видела на протяжении нескольких дней, а затем на её левой ладони образовался стигмат в форме креста.
Боль была невыносимой, однако монахиня держалась стойко, отвечая утешавшим ее сестрам, что рана на руке Пресвятой Девы Марии гораздо глубже. Изумленные сёстры решили зайти в часовню и обнаружили такую же рану на статуе Девы Марии… Но на этом чудеса в Аките не закончились.

В этот же вечер Агнесса, молясь образу Богородицы, услышала первое послание. Дева Мария сказала монахине, что в скором времени она исцелится, и призвала всех сестер молиться за людей, чтобы искупить их грехи и остановить гнев Отца Небесного.

Богоматерь еще несколько раз являлась Агнессе, призывая ее к терпению и стойкости. Она предсказала монахине не только ее дальнейшую судьбу, где присутствовали гонения и насмешки, но и судьбу японского народа, в частности смертоносное цунами в марте 2011 года.

Через 10 лет после появления Девы Марии к Агнессе вернулся слух, и она окончательно выздоровела. После унизительных проверок сестер, которые были свидетельницами чудесного явления, Римско-католическая церковь все-таки признала сей факт подлинным, хотя и до расследования более 500 человек, среди которых были как христиане, так и буддисты, видели, как статуя Девы Марии в акитском монастыре источала кровь, пот и слезы.

Явление пятое. Пречистая в Зейтуне.

Иногда явление Богородицы могут растягиваться на годы. Так, в Египте Деву Мария видели, начиная со 2 апреля 1968 года и заканчивая августом 1969 года. Зейтунское явление примечательно тем, что Божию Матерь видели не только христиане и остались фотографии этого явления.

Первыми Деву Марию в каирском пригороде Зейтун увидели… мусульмане. Три механика узрели женщину, облаченную в белые одежды и стоящую на вершине церкви. Лица, к сожалению, мужчины так и не разглядели из-за ослепительного света, исходящего от фигуры. Но кто-то предположил, что это Богородица, и тут же фигура в белом подтвердила это предположение утвердительным наклоном головы.

Народ, наблюдавший явление Девы Марии, тут же помчался к священнику, что жил неподалеку, требуя от него объяснить это видение. Священник решил взглянуть на явление, открыл окно – и чудесный Свет пролился в его комнату. Он увидел Пречистую Деву в ореоле сияния, правда, видение продолжалось недолго. Фигура поднялась в ночное небо и растворилась в темноте.

Количество желающих увидеть Пречистую Деву росло в геометрической прогрессии. У церкви, где произошло первое явление, собирались толпы в 250 тысяч человек. И христиане, и иудеи, и мусульмане, и атеисты скандировали: «Мы верим в Тебя, Святая Мария! Мы свидетельствуем о Тебе, Святая Мария!» И Дева Мария являлась многотысячной толпе…

Поначалу эти явления случались два-три раза в неделю, но со временем Богоматерь представала пред очи людей всё реже и реже. Но каждый раз Мария являлась в разных обличьях – то как Царица Мира, то как скорбящая за все народы Дева, то с Младенцем Иисусом на руках, то коленопреклоненная перед Крестом.
Известны случаи чудесного исцеления во время этих явлений. Как-то раз фотограф Вагих Ризк Матта, пытаясь снять Деву Марию на пленку, несколько распустив затвор камеры, обнаружил, что больная рука, долгое время его беспокоившая, внезапно исцелилась.
Явление Девы Марии в Зейтуне стало неким мостиком между Востоком и Западом. Впервые за всю историю человечества люди разных вероисповеданий молились вместе, без всякого деления на национальности и расы.

Явление шестое. Спасительница Буденновска.

14 июня 1995 г. в полдень в город Буденновск Ставропольского края ворвалась банда Шамиля Басаева. Боевики крушили всё на своем пути, взяв в заложники персонал и пациентов центральной больницы. По словам самого Басаева, он не планировал вообще останавливаться в Буденновске, его целью был аэропорт в Минеральных водах, где он и его люди хотели захватить самолет, чтобы отправиться в Москву. Но денег, чтобы добраться до Минеральных вод у боевиков не хватило – все ушли на взятки милицейским патрулям. Поняв, что средств катастрофически не хватает, Басаев принял решение провести терракт в Буденновске.

В итоге в заложниках у бандитов оказалось более 1500 человек. Шесть суток медперсонал, старики, дети и беременные женщины, готовые родить, жили в ожидании чуда. И чудо свершилось. На помощь заложникам поспешила Дева Мария.

Жители Буденновска, а также боевики неоднократно видели скорбящую женщину в темных одеждах, которая стояла возле креста из облаков. Причем, Богородицу видели не только в ночь перед захватом больницы, но и в ночь перед тем, как террористы покинули город. Среди местных (да и не только местных) жителей бытует мнение, что именно явление Марии стало решающим в стремлении Басаева покинуть Буденновск, поскольку часть террористов была шокирована и деморализована явлением Богоматери. К сороковому дню поминовения жертв этой трагедии по велению митрополита Ставропольского Гедеона была написана Свято-Крестовская икона Божией Матери. На ней Мария изображена возле креста на голубом фоне. Руки святой сложены в молитве. Правда, Богородица, вопреки описаниям свидетелей, изображена в багровых одеждах, а не темных. Красный цвет стал символом крови невинно погибших в 1995 году в Буденновске.

Пресвятой Богородицы в Цхинвале.
Фото: marshruty.ru

С наступлением XXI века Дева Мария не оставила жителей Земли, продолжая являться тем, кто более всего нуждался в защите. В 2008 году жители пылающего Цхинвала видели Богородицу, идущую по развороченным снарядами улицам города. Когда 8 августа того года грузинские войска атаковали Южную Осетию, некоторые жители могли наблюдать, как с купола хра­ма Рождества Пресвятой Богоро­дицы сошла прекрасная Дева и прошествовала навстречу русским солдатам, несмотря на перестрелку и взрывы.

Епи­скоп Аланский Георгий поначалу не поверил свидетелям этого чуда, считая, что некоторым жителям Цхинвала Дева Мария привиделась от страха, но затем он и сам увидел Мать Иисуса Христа, выходящую из церкви, и все сомнения развеялись, как дым. Богородицу видели именно в тех местах, где шли самые кровопролитные бои.

Невероятно, но факт: бомбы уничтожили множество церквей, однако пощадили хра­м Рождества Пресвятой Богоро­дицы, откуда и сошла Мария. Во двор собора падали снаряды, но зданию никакого вреда они не причинили.

Кстати, бумажные иконки Богородицы и Спасителя, которые раздавала бойцам Российской Армии местная жительница, помогли остаться в живых прапорщику Александру Шашину. Он положил иконки в нагрудные карманы, и пуля снайпера, летевшая прямо в грудь, вдруг развернулась боком и ударила плашмя, упав Александру на колени. После этого случая прапорщик снабдил иконками, что брал про запас, всех своих сослуживцев. Из части Шашина никто не погиб…

Радуйся, верных Господеви сочетавшая, - прославляет Церковь Богоматерь, возлагая на Нее все упование свое как на Посредницу нашего спасения и соединения с Богом, таинственного обручения с Небесным Женихом. И сколько уже святых душ под благодатным всемощным покровом Богородицы сочеталось со Христом, вошло в чертог небесный и ныне блаженствует и ликует в райских обителях! Им, этим избранникам Божией Матери, нет числа.

Они возложили на Царицу Небесную всю надежду свою, прибегали к Ней во всякое время с молитвами и молениями своими, и Она их оправдала и спасла. С Нею они переплыли море искушений и достигли тихой пристани в вечных небесных кровех. Воспоминаемые нами события, происходившие с отдельными христианами и с отдельными странами и городами, совершившиеся предстательством Матери Божией, весьма утешительны для всех и всегда. Они наглядно удостоверяют нас в том, что под благотворным и спасительным попечением Божественного Провидения проходит вся наша жизнь и что Пречистая Владычица принимает самое живое участие в нашей судьбе, избавляя нас от великих бед и зол и ниспосылая нам небесное благословение и помощь. Никтоже, притекаяй к Тебе, посрамлен от Тебе исходит, Пречистая Богородице Дево, но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению ,- говорит святая Церковь.

Но чтобы для нас всегда был открыт этот неиссякаемый источник всех благ духовных и телесных, чтобы нам всегда быть достойными находиться под покровительством Пресвятой Богородицы, мы должны всячески стараться сохранять и, насколько возможно, усиливать внутреннее общение с Ней. Чем теснее будет духовное общение между нами и Пресвятой Богородицей, чем сильнее будет внутренняя наша связь с Ней, тем больше и чаще мы будем пользоваться Ее покровительством и получать от Нее великие милости. Для укрепления этой внутренней нашей связи с Царицей Небесной необходимы частые молитвенные обращения к Ней и благоговейное созерцание Ее величия, которым Она возвышается над всеми земными и небесными существами. Надо также стараться подражать Ей в Божественных добродетелях Ее - смирении, терпении, в Ее постоянном стремлении к Богу, постоянном отрешении от земли и всецелой преданности воле Божией. Нам известно из истории Церкви, что многие святые подвижники непрестанной молитвой и уподоблением Пречистой в своих душевных расположениях успевали поставлять себя в сыновнее отношение к Ней, настолько близкое, что удостаивались видимых Ее посещений и явлений. Об этих явлениях Божией Матери мы и побеседуем сегодня.

Страницы Церковной истории насыщены дивными свидетельствами чрезвычайной близости Божией Матери к верующим во Христа. За двадцать веков существования на земле христианской Церкви Церковная историческая наука запечатлела массу случаев явления Богородицы подвижникам благочестия - наяву или во сне. Явления Божией Матери христианам имели целью воодушевить их на подвиги благочестия, утешить в скорбях и научить верным путям спасения. Внешний вид являвшейся наяву Богоматери был столь лучезарен, что благодатный свет, исходивший от Нее, оказывался для многих подвижников невыносимым, и они теряли способность видеть и понимать Ее. Только прикосновение к ним восстанавливало эту способность. В некоторых видениях Царица Небесная представала облаченной в царскую багряницу с золотыми крестами, главу Ее венчала золотая корона с крестом вверху. Иногда Она являлась в синей мантии поверх хитона. Реже одеянием Богоматери служила иноческая мантия; в таких случаях Она держала в руках игуменский жезл. Спутниками Ее при явлениях выступали различные святые: Иоанн Предтеча, апостол Иоанн Богослов, первоверховный апостол Петр, святитель Николай Чудотворец, преподобные Киево-Печерские, Афонские, Псковские, Новгородские, Соловецкие, Валаамские, мученики, мученицы и другие праведники, а также - сонмы Ангелов.

Часы и места явлений Богоматери подвижникам также были самые разнообразные. Она являлась им во время их молитвенных предстояний - утренних, полуденных, вечерних, полуночных и после трех часов пополуночи. Местами явлений служили церкви, монастырские кельи, лесные землянки, на которых потом вырастали храмы или обители. Святой Андрей Христа ради юродивый, святой Нифонт Кипрский, Афонские преподобные Матфей и Косма открыто созерцали Божию Матерь в храме, пред их взором Она наблюдала за поведением молящихся, раздавала им благодатные дарования под видом разных монет и Сама слезно молилась о всем мире.

Явного видения Пресвятой Богородицы неоднократно удостаивался наш Преподобный Серафим Саровский на протяжении своей многолетней подвижнической жизни. По сказанию его жития, 25 ноября 1825 года он, покинув затвор, вышел в Саровский лес с целью посетить свою дальнюю пустыньку. И вот, на берегу речки Саровки, у Богословского источника, старец увидел явившуюся ему Богоматерь и стоявших позади Нее на пригорке апостолов Петра и Иоанна Богослова. Божия Матерь ударила в землю Своим жезлом, и вслед за этим мгновенно забил из нее фонтаном источник светлой воды. Преподобный пал пред Богоматерью и просил Ее дать Свое благословение водам источника. И Царица Небесная милостиво обещала исполнить его прошение. Одновременно Она преподала подробные наставления относительно устройства Дивеевской обители. Она назвала по имени восемь сестер-девиц из прежней общины первоначальницы монахини Александры, дала особый устав и повелела принимать в новую общину одних только девиц. Игуменией этой обители Она обещала всегда быть Сама и назвала ее Своим "четвертым вселенским жребием на земле".

В 1830 году Преподобный Серафим вновь сподобился явления Божией Матери. Об этом он сам рассказывал дивеевскому священнику отцу Василию Садовскому следующее: "Ныне,- говорил он,- Царица Небесная посетила убогого Серафима и покрыла неизъяснимой благодатью, рекши мне: "Любимиче Мой! Проси от Меня чего хочешь". И я просил, чтобы все в Серафимовой пустыни спаслись бы сироточки, и Матерь Божия обещала убогому Серафиму сию неизреченную радость".

По прочтении канона Всем святым неожиданно послышался шум, подобный шуму леса в большой ветер. Затем раздалось пение, дверь сама собою отворилась, и келья наполнилась благоуханием и необычайным небесным светом. Старец упал на колени и, воздев руки к небу, воскликнул: "О, Преблагословенная, Пречистая Дева, Владычица Богородица!" В это время пред взором отца Серафима и дивеевской сестры открылось шествие небожителей. Впереди шли два Ангела, у каждого из них в руке было по ветви с распустившимися цветами. За ними следовала сама Царица Небесная и за Нею попарно 12 святых дев - мучениц и преподобных: Варвара, Екатерина, Фекла, Марина, Ирина, Евпраксия, Пелагея, Дорофея, Макрина, Иустина, Иулиания и Анисия. Позади шли святой Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов в белых блестящих одеждах. На Богоматери была блестящая мантия, а под мантией - зеленый хитон, препоясанный высоким поясом; поверх мантии видна была как бы епитрахиль. На главе Ее покоилась чудная корона, увенчанная крестами. Волосы Царицы Небесной, распущенные, лежали на плечах. Она, казалось, была выше всех дев. Девы же все святые были в венцах, также с распущенными волосами и одеты в одежды разного цвета. Тесная келья Преподобного стала как будто просторнее, и свет, озарявший ее, был какой-то особый, светлее и ярче света солнечного.

Дивеевская сестра при виде небожителей упала замертво, и сколько продолжалась беседа старца с ними, она не знала. Только тогда пришла она в себя, когда Богоматерь, обратившись к Преподобному, вопросила: "Кто это у тебя лежит на земле?" Отец Серафим отвечал Ей с глубоким благоговением: "Это та старица, о которой я просил Тебя, Владычица,- чтобы быть ей при явлении Твоем". Тогда Пречистая подошла к Евдокии и, взяв ее за правую руку, произнесла: "Встань, девица, и не бойся нас. Такие же девы, как и ты, пришли сюда со Мною". Евдокия встала и Богоматерь вторично сказала ей: "Не убойся. Мы пришли посетить Вас". И повелела монахине подойти к небожителям и спросить их имена и о том, какова их жизнь. Ободрившись, та подошла и обратилась с этими вопросами сперва к Ангелам, а затем и ко всем святым. И все они сказали ей свои имена, свою жизнь и свои подвиги.

Между тем, Богоматерь беседовала с Преподобным Серафимом и повелела ему, чтобы он возложил послушание на дивеевских сестер, добавив, что если исправят они это послушание, то "будут со Мною и с тобою, а если потеряют мудрость, то лишатся участи сих святых дев". Затем Царица Небесная сказала отцу Серафиму: "Скоро, любимиче Мой, будешь с нами" и благословила его. Простились со Старцем и все святые. Предтеча и апостол Иоанн Богослов благословили его, а девы целовались с ним по-священнически, рука в руку. Дивеевской же сестре было сказано: "Видение это даровано тебе ради молитв отцов Саровских: Серафима, Марка, Назария и Пахомия", и затем в одно мгновение светлый сонм небожителей скрылся от их очей. Продолжалось сие дивное посещение, как сказал потом сам Преподобный, четыре часа. И при этом он прибавил: "Вот какой радости мы достигли! Есть нам почему веру и надежду иметь ко Господу".

Подобно Преподобному Серафиму Саровскому явления Богоматери сподоблялись Афанасий Афонский, греки - зодчие Киево-Печерской Лавры, Преподобный Сергий Радонежский и многие, многие другие.

Сподоблялись видеть Матерь Божию наяву и некоторые не прославленные Церковью в лике святых подвижники, как, например, схиигумен Глинской пустыни Филарет, монах той же пустыни Досифей, оптинский схимник Иосиф и другие - всех и не перечесть.

Алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарев) лично слышал от тамошних крещеных инородцев, что еще за год до его приезда в Томскую губернию Пресвятая Дева наяву являлась некоторым детям алтайцев. Так, явившись одному мальчику, Она пророчески говорила: "Дитя! Пройдет год, и сюда приедет Макарий. Ты его увидишь. Он научит тебя молиться Тому Богу, Который сотворил Алтай". Мальчик спросил, какой он будет. Светлая Жена - Богоматерь - подвела его к реке Майме и показала на поверхность воды, на которой начертался образ архимандрита Макария. Спустя год действительно приехал упомянутый миссионер и в числе новообращенных алтайцев крестил и этого удостоившегося беседовать с Божией Матерью мальчика-язычника. Вот как близка к роду человеческому, а особенно к роду христианскому, Царица Небесная!

Постараемся и мы как можно чаще и усерднее прибегать с молитвами к Пресвятой Деве Марии, чтобы и нам укрепить свою внутреннюю связь с Богоматерью, сподобиться сыновнего отношения к Ней.

Особенно в настоящие дни Рождественского поста будем стараться помнить об этом и ревностнее молиться Матери Божией, постом и покаянием очищая свою душу от всякой нечистоты и грязи. Ибо нечистотой души являются страсти душевные: злоба, ненависть, коварство, зависть, клевета, осуждение, объядение, пьянство, сладострастие, срамословие, леность, нерадение и прочие человеческие пороки. Очищая себя от этих страстей, мы тем самым будем подражать Богоматери в Ее совершенствах и сподобимся от Нее чрез это еще больших милостей и внимания; сподобимся и с духовной радостью встретить великий, светлый праздник Рождества Христова, к которому мы с вами сейчас готовимся. Да послужат нам в этом добром деле примером наши благочестивые предки, которые и Богоматерь любили, и заповеди Божии хранили со страхом и благоговением, посты проводя с ревностью и душевной пользой, через что и праздники Господни они встречали с истинной и великой радостью духовной.

Возложим все упование наше на Царицу Небесную и будем молиться Ей и дома, и в храме тепло и искренне, всегда прося Ее помощи и предстательства, укрепления нас во всех наших благих намерениях и начинаниях, чтобы творить благоугодное Господу и сподобиться доброго конца нашей скоротечной, временной жизни. К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная... Твои бо есмы раби, да не постыдимся!