Литургия ектения. Ектения армянской литургии


Продолжая наш с Вами разговор о чинопоследовании Божественной Литургии, я напомню то, на чем мы остановились. Последней рассматриваемой темой были Апостольские и Евангельские чтения. Вообще, благоговейное слушание Евангелия – это кульминация первой части нашего главного Богослужения, а называется этот раздел Литургия оглашенных. Именно, после чтения Евангелия и возглашения двух ектений (сугубой и ектеньи об оглашенных), люди, готовившиеся в древней Церкви к принятию Таинства Крещения, должны были покидать храм. Если сейчас любой человек может в любое время войти в храм и выйти из него, то в древней Православной Церкви было не так. После возгласа диакона: «оглашенные (то есть, «готовящиеся ко крещению») изыдите», некрещеные храмовое помещение покидали. За этим следили специальные церковнослужители. Затем, запирались двери, и начиналась вторая и самая важная часть службы – Литургия верных. И все верные – то есть, православные христиане – приступали ко Святым Тайнам. Если – кто не мог причаститься, по разным причинам, то тоже был вынуждаем покинуть храм. Если же, не дай Бог, христианин ленился приступать к Чаше Спасения три или две недели, то его отлучали от Церкви. Вот такие были строгие нравы.
Но вернемся к моменту, когда только что было прочитано Евангелие. Хор от лица молящихся, поет: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!». В очень многих храмах сразу следует проповедь священника, но у нас Отец Настоятель Богослужения не прерывает и сразу начинает сугубую ектению.
Греческое слово «Ектения» - вы помните – означает «моление». Сугубая Ектения – это усиленное моление, в котором на возгласы священника хор отвечает трехкратным «Господи, помилуй».
Как и Великая Ектения, сугубая является неотъемлемой частью не только Литургии, но и каждой церковной службы. Но если Великую Ектению мы находим в начале каждой службы, то Ектения сугубая составляет, как правило, её завершение. Мы помним, что для оглашенных служба как раз заканчивалась. Именно с этим связано появление сугубого прошения в середине нашей Божественной Литургии.
В чем же функциональные различия, кроме трехкратного «Господи, помилуй», между Великой и Сугубой ектениями? Они, текстуально похожи, в чем внутреннее различие?
Дело в том, что в Великой Ектении молитва Церкви подается и раскрывается как «общее дело», во всем его космическом и вселенском объеме. Человек на церковном собрании призывается «отложить попечение» о всем частном, личном и своём. Человек призывается к тому, чтобы отложить свой личный эгоизм.
Но Христос пришел не только ко всему роду людскому, не только к человечеству; но и к каждому человеку отдельно. Поэтому в Сугубой Ектении Церковь сосредотачивает нашу молитву на наших частных, конкретных и личных нуждах. Но только потому, что сначала мы смогли забыть о себе и думать о других в любви Христовой, в конце богослужения мы можем теперь эту любовь Христову, живущую в Церкви, обратить ко «всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной, милости Божией и помощи требующей…». Даже то прошение, которое пришло к нам из Иерусалимского Братства хранителей Гроба Господня, в котором мы молим «о священнищах, священномонасех и всем во Христе братстве нашем», - сейчас нами поминается как молитва о единой Церковной семье, где все мы – и священники, и монахи, и клирос, и каждый из прихожан и прихожанок – все мы браться и сестры. Мы молимся не о «них», а о нас всех, объединенных Христовой Любовью. Теоретически, в Сугубую Ектенью можно попросить священника вставить молитву о наших с вами болящих или путешествующих сродниках. Я сам не раз слышал такие вставки в нескольких маленьких московских церквушках, где атмосфера, действительно, камерная и семейная. Но практически, на подобное литургическое творчество требуется специальное благословение архиерея. К сожалению, за годы советской власти, когда открытыми оставались лишь редкие Церкви, куда съезжались сотни, а иногда, тысячи людей, эта практика понимания Литургии не только как космического таинства, но и приношения Богу – «скорбей людей, пленных воздыханий, страданий убогих, нужд путешествующих, скорбей немощных, старых немощей, рыданий младенцев, обетов дев, молитв вдов и умиления сирот» - так вот – это понимание Литургии ушло. И уже после отпуста Литургии, к ней стали присоединять панихиды и молебны, которые, как частные требы, должны совершаться отдельно (например, на дому). Еще раз повторю: молебны и панихиды – это не часть Литургии, ибо уже наши записочки поминались на проскомидии, и читать их вновь незачем, а совершенно отдельное богослужение. И теперь, когда храмов становится все больше и больше, не огромных соборов, а именно церковок, рассчитанных на 50-100 прихожан, практика помолиться на Сугубой Ектении за всем известную тяжко болящую Веру (или Нину), дабы «Господь извёл ея от ложа болезни и озлобления неврежденну» постепенно снова возвращается.
Но еще раз повторю, что это технически невозможно в храмах, куда ходят большое количество людей, так как подобные молитвы с перечислением пары-тройки сотен имен, способны остановить службу на 40 или 50 минут. Именно поэтому, на заупокойной сугубой ектении, не должны читаться записки, поданные об упокоении усопших. Литургия – подобна стреле, которая выпущена к одной цели: к Святому Причащению. Практику некоторых храмов, где по часу читают на заупокойной ектении бесконечный перечень имен, можно смело назвать литургически неоправданной.
Наконец, звучит Ектения об оглашенных. Мы с вами говорили, что её надо понимать, как молитву о наших родичах и знакомых, еще не пришедших в Церковь. Следует призыв «оглашении, главы ваша Господеви, приклоните», в ответ на который четверть храма, не являясь некрещеными, зачем-то наклоняют головы. Опять и опять повторю: мы уже не оглашенные, мы верные, мы православные христиане. Нас с вами никто голову преклонить не призывает! Не надо кланяться в этот момент!
«Оглашенные изыдите!» - призывает священник некрещеных покинуть храм. Пусть же в этот момент и наши головы покинут «оглашенные» и нехристианские мысли!
Далее, священник обращается уже ко всем нам: «Да никто от оглашенных елицы вернии (то есть, только верные) паки и паки (снова и снова) Господу помолимся!».
Этим возгласом начинается основная часть Божественной Литургии – «ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ».
В ответ хор, от лица всех молящихся, очень медленно поет: «Господи, помилуй».
Почему медленно? Дело в том, что во время пения хора, священник про себя или вполголоса читает первую молитву верных:
«Благодарим Тя, Господи Боже Сил (Апок.: 11:17. Пс. 83:9), сподобившаго нас предстати и ныне Святому Твоему Жертвеннику и припасти ко щедротам Твоим о наших гресех и о людских неведениих (Евр. 9:7): приими, Боже, моление наше, сотвори ны достойны быти, еже приносити Тебе моления и мольбы и жертвы бескровныя о всех людех Твоих: и удовли нас (помоги нам), их же положил еси в службу Твою сию, силою Духа Твоего Святаго, неосужденно и непреткновенно, в чистем свидетельстве совести нашея (1 Тим. 3:9) призывати Тя на всякое время и место: да послушая нас, милостив нам будеши во множестве Твоея благости».
Здесь, священник молится не только от лица церковнослужителей, но и всех христиан.
Следует второе прошение и возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение…».
После этой ектении сразу звучит призыв второй ектении: «Паки и паки миром Господу помолимся». Снова хор медленно поет: «Господи, помилуй», а священник в это время читает вторую молитву верных:
«Паки (снова), и многажды Тебе припадаем, и Тебе молимся, Благий и Человеколюбче, яко да призрев на моление наше (3 Цар. 8:28), очистиши наша души и телеса от всякие скверны плоти и духа (2 Кор. 7:1), и даси нам неповинное и неосужденное предстояние Святаго Твоего Жертвенника. Даруй же, Боже, и молящимся с нами преспеяние жития и веры и разума духовнаго (Кол. 1:9): и даждь им всегда со страхом и любовию служащим Тебе, неповинно и неосужденно причаститися Святых (1 Езд. 5:40) Твоих Таин, и Небеснаго Твоего Царствия сподобитися (2 Сол. 1:5).
Священник говорит здесь не только от своего имени, но и от имени «молящихся с нами» и «с любовию служащих Тебе». Мы с вами, дорогие браться и сестры, не только «выстаиваем» или «выслушиваем» Литургию. Но «едиными усты и единым сердцем» сослужим священнику. Без нас – церковного народа – он Литургию совершать не может. Нужен хотя бы еще один человек в храме, чтобы сбылось обетование Спасителя: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я буду среди них».
А если нас больше, то и пламя нашей общей молитвы из отдельных маленьких свечек, начинает разгораться в единый общий огнь, освещающий не только наши души, но и мир вокруг нас.

И пусть мир тёмен и «во зле лежит». «Не бойся малое стадо!», - говорит Христос, - «Я с вами до скончания века».
Тьма отступает и приходит Рассвет. «Се гряди, Господи Иисусе!». «Да приидет Царствие Твое!». Аминь.

Здесь, перед чудными словами «Херувимской песни», я и хотел бы закончить сегодняшнюю лекцию.

один из видов молитвословий во время церковного богослужения. Состоит из ряда прошений (призывов к молитве различного содержания), возглашаемых диаконом или иным священнослужителем, и ответных аккламаций народа на каждое прошение; наиболее часто используемая в Е. и известная аккламация - «Господи, помилуй» . В конце Е. предстоятель (епископ или священник) произносит возглас (как правило, но не обязательно заключающий читаемую во время Е. молитву).

Терминология

Для обозначения Е. в греч. литургической терминологии используются слова συναπτή (сборные [прошения]), αἰτήσεις (прошения - как правило, для обозначения Е., в к-рой аккламацией народа служат слова Παράσχου, Κύριε ()) и нек-рые др. Термин ἐκτενὴς [ἱκεσία] (сугубое, протяженное [моление]), от к-рого и образовано рус. слово «Е.», в греч. традиции обозначает не любую Е., а лишь сугубую, после прошений к-рой «Господи, помилуй» поется многократно. Наиболее общий термин для обозначения всех видов Е. в греч. традиции - διακονικά (диаконские [возглашения]); в древнерус. традиции был известен эквивалент этого термина - к-рый в совр. рус. практике не употребляется. Существуют и др. греч. термины для обозначения Е. (напр., мирная Е. в ряде визант. памятников обозначена как εὐχὴ τοῦ τρισαγίου, букв.- молитва Трисвятого; и т. д.).

Происхождение

Древнейшие тексты Е. зафиксированы в описаниях Божественной литургии , вечерни и утрени , содержащихся в VIII кн. «Апостольских постановлений» (ок. 380), а также в «Завещании Господа нашего Иисуса Христа» (V в.) (рус. перевод см.: Скабалланович. С. 86-91) и (фрагментарно) в творениях свт. Иоанна Златоуста . М. Н. Скабалланович выдвинул предположение о происхождении мирной Е. из поминовений в составе анафоры евхаристической литургии, т. е. из intercessio (Там же. С. 78-79). Более вероятно, однако, что Е. и intercessio развивались параллельно, и ядро Е. существовало в чине литургии уже во II в.- с ним можно отождествить моления, произносимые всеми верными вместе (противопоставляемые молитве одного предстоятеля от лица всех, т. е. анафоре) в начале литургии верных (Iust. Martyr. I Apol. 65-67; Х. Матеос указывал также на вербальное сходство нек-рых выражений мч. Иустина Философа и прошений известных по позднейшим источникам Е.- см.: Mateos. Célébration. P. 165-166). К Е., открывавшей литургию верных (предположительно - уже со II в., достоверно - c IV в.), восходят совр. мирная и просительная Е. правосл. богослужения. Эта Е. в IV в. (а возможно, и ранее) читалась коленопреклонно (см.: Ibid. P. 163-165; именно к этой практике относятся канонические правила Петр. Ал. 15, I Всел. 20, Васил. 91, Трул. 90, запрещающие коленопреклонное моление в воскресные дни и в период Пятидесятницы), но со временем коленопреклонение во время Е. было оставлено (возможно, по причине распадения Е. в начале литургии верных на части и увеличения общего числа Е.); следом древней практики коленопреклонного чтения Е. в позднейшей традиции являются 3 особые Е. во время вечерни в день Пятидесятницы и коленопреклонные Е. и молитва в чине освящения храма . Малые Е., по предположению Матеоса, являются расширением краткого возгласа «Господу помолимся», предварявшего отдельные молитвы священника (Mateos. Célébration. P. 31-33), и их прошения лишь постепенно были уподоблены прошениям мирной Е.

Сугубая Е. визант. богослужения несомненно происходит из практики стационального богослужения - она возглашалась во время молитвенных шествий по городу (с этой т. зр. к сугубой Е. близки диаконские прошения, возглашаемые во время литии на всенощном бдении). Ок. VIII в. сугубая Е. была включена в состав к-польского чина Божественной литургии, встав на место исчезнувшей к этому времени проповеди после Евангелия (см.: Ibid. P. 148-156). В рукописях и первопечатных изданиях тексты Е. не вполне стабильны и могут различаться как составом прошений, так и текстами отдельных прошений. В печатных изданиях богослужебных книг Нового и Новейшего времени тексты Е. чаще имеют постоянный состав, хотя в различных изданиях также возможны разночтения (изменения могли быть в т. ч. вызваны, как, напр., в России, гос. потрясениями).

В современном православном богослужении

Е. используются очень широко и входят в состав всех служб суточного круга богослужения (кроме часов и изобразительных), чина Божественной литургии и мн. чинопоследований Евхология (Требника). Существует 4 основных вида Е.: мирная, малая, просительная и сугубая. Все эти виды Е. присутствуют в чинопоследованиях вечерни, утрени и Божественной литургии.

Мирная Е. открывает службу: на вечерне она читается после предначинательного псалма , на утрене - после шестопсалмия , на литургии - сразу после начального возгласа, т. е. в начале литургии оглашенных (некогда мирная Е., однако, открывала литургию верных, т. е. возглашалась уже по окончании литургии оглашенных; напоминанием об этой практике являются Е. особого состава во время молитв верных до великого входа и просительная Е. после него, но впосл. мирная Е. была перемещена в начало службы и стала читаться перед Трисвятым (с IX по XII в.), а затем - и на своем совр. месте (начиная уже с XI в. и окончательно - с XIII в.); см.: Ibid. P. 29-30).

Малые Е. читаются на вечерне и утрене после кафизм (в нек-рых случаях эти Е. отменяются; на утрене малые Е. возглашаются также после 3, 6 и 9-й песней канона (в 1-й день Пасхи - после каждой песни канона)), а на литургии - после 1-го и 2-го антифонов .

Просительная Е. (содержание к-рой указывает на завершение моления - см.: Ibid. P. 158; Taft. Great Entrance. P. 318-322) предваряет заключительную часть вечерни и утрени и следует за «Сподоби, Господи» (к-рое на вечерне представляет собой самостоятельный текст, а на утрене входит в состав великого славословия). На литургии просительные Е., принимающие в свой состав дополнительные прошения, читаются после великого входа и после анафоры.

Сугубая Е. в чине вечерни и утрени служит знаком статуса праздничности службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова): в чинах великой вечерни, славословной и полиелейной утрени сугубая Е. предваряет просительную (на утрене - непосредственно примыкая к ней, а на вечерне - помещаясь до «Сподоби, Господи», причем в этом случае сугубая Е. вечерни приобретает 2 дополнительных прошения в начале: и на утрене эти 2 прошения присоединяются к сугубой Е. лишь раз в году - в Великую субботу); на вседневном богослужении с «Бог Господь» сугубая Е. помещается в самом конце вечерни и утрени, перед возгласами и отпустом; на службе с пением «Аллилуия» и земными поклонами сугубая Е. вечерни и утрени отменяется. На литургии сугубая Е. читается после Евангелия и всегда начинается с прошения (таким же образом сугубая Е. читается не только на полной литургии, но и на литургии Преждеосвященных Даров, даже если на ней нет Евангелия - в этом случае сугубая Е. читается после паремий, «Да исправится молитва моя» и поклонов). Подробнее см. статьи Малая ектения , Мирная ектения , Просительная ектения , Сугубая ектения .

Кроме 4 основных видов Е. существуют и иные, напр. благодарственная Е. на литургии после причащения; сокращенная сугубая Е. (читается на утрене в конце двупсалмия, на малой вечерне, на т. н. полунощнице в ночь 1-го дня Пасхи; устав называет эту Е. «малая ектения», т. е. «малая сугубая»); Е., читаемая священником в конце повечерия и полунощницы; мирные Е. при водоосвящениях ; сокращенная мирная Е., читаемая тайно в алтаре при хиротониях ; заупокойные мирная, малая и сугубая Е. при различных поминовениях усопших и т. д. В церковной практике хорошо известны различные дополнительные прошения о тех или иных нуждах (эти прошения выписаны в Требнике и Служебнике, а также составляются заново при необходимости), включаемые в мирную и особенно сугубую Е.

Во время произнесения Е. диакон стоит на амвоне, воздевая правой рукой орарь (если Е. читается священником, она произносится без воздеяния рук). Е. в 1-й день Пасхи и во всю Светлую седмицу произносятся диаконом со свечой в руках. Заупокойные Е., а также Е. при водоосвящениях принято произносить, сопровождая провозглашение прошений каждением . В совр. рус. практике обычно на каждое прошение Е. совершаются крестное знамение и поясной поклон, но в древнерус. традиции этот обычай не был известен. В совр. греч. практике диакон и народ совершают крестное знамение и поясной поклон лишь в самом конце Е., но не во время их прошений; в практике старообрядцев крестное знамение также совершается лишь на заключительный возглас Е. (однако после начального прошения сугубой Е. у старообрядцев принято делать 3 земных поклона; можно также отметить, что в визант. традиции чтение сугубой Е. сопровождалось воздеянием рук всего народа). Аккламации на Е.- «Господи, помилуй» и проч.,- к-рые в древней Церкви произносились всем народом, в совр. традиции поет хор (при этом в греч. практике мн. Е. могут исполняться не хором, а с интонированием аккламаций на Е. одним певцом или чтецом). В XVII в. редакторы принятого ныне в РПЦ Типикона предприняли попытку возродить древний обычай возглашения аккламаций на Е. всем народом, включив в состав Типикона полемическую статью под названием (см. 49-ю гл.: Типикон. [Т. 2.] Л. 418 об.- 422. С. 844-851; вопрос об аккламациях на Е. рассмотрен в заключительной части статьи: Там же. С. 849-851), но эта попытка осталась без внимания.

Лит.: Goar. Euchologion; Никольский. Устав; Скабалланович. Типикон. Ч. 2. С. 75-103, 106-107, 143-155, 158-163; Mateos. Célébration. P. 27-33, 148-173.

Диак. Михаил Желтов

Е. в певческой традиции

Русская монодия

В древнерус. певч. Обиходах ответы на прошения в Е. появляются с сер. XVI в. Нередко в записи зафиксирован только текст, без нотации. В списках Иерусалимского устава чаще можно встретить указания «глаголати» Е., однако в Уставе ГИМ. Син. № 335 есть следующая ремарка в конце всенощного бдения: «...и поем на болшей стране велегласно Господи помилуй трижды»: Л. 23. О певч. исполнении строк Е. уже в XV в. свидетельствует также указание Новгородской IV летописи: «В лето 6984... некоторыи философове начаша пети «Господи, помилуй», а друзеи - «Осподи, помилуй»» (ПСРЛ. Т. 4. C. 130). В старообрядческом поморском уставе (Устав обители святаго Богоявления на Выгу реце. Саратов, 1911. Л. 6 об., 11) для Е. часто применяется глагол «пети». Возможно, в богослужебной практике ответы Е. исполнялись и т. н. читком, и к.-л. простым напевом. В певч. сборниках XVII в. (Б-ка МДА. П-213 С-23. Инв. 231869; ГИМ. Син. певч. № 1191; Син. № 819 и др.) в составе всенощного бдения нотированы обычно Е. великая, сугубая (иногда с указанием «болшая»), просительная. Строки «Господи, помилуй» всех видов Е. по мелодическому содержанию почти идентичны (2-ступенные последования в силлабическом стиле), но различаются по ритмическому оформлению. Нотированная строка «Тебе, Господи» отличается более развитой мелодикой и имеет неск. вариантов различной протяженности в зависимости от вида Е. В подобном мелизматическом стиле распеты строки «Господи, помилуй» и «Аминь» на сугубой Е.

Е. литургии фиксировались с появлением полного нотированного чинопоследования литургии, т. е. с сер. XVI в. (РГБ. Ф. 113. № 240, сер. XVI в.; РНБ. Кир.-Бел. № 652/909, 1558 г.; № 569/826, 50-60-е гг. ХVI в.) (Макаровская. 1999. С. 28; Она же. 2001. С. 417). На основе исследования более 200 рукописных источников, из к-рых более 140 относятся к XVI-XVII вв., были сделаны выводы о наличии стабильных циклов строк Е. 1-й цикл - великая Е. и 2 малые Е. до малого входа, запричастная Е. «Прости приимше...»: мелизматические строки «Тебе, Господи» и «Аминь»; 2-й цикл - сугубая Е. и 1-я верных: строки «Аминь»; 3-й цикл - Е. об оглашенных и просительные Е. литургии верных: мелизматические строки «Тебе, Господи» и «Аминь». Первоначально в певч. Обиходах последование литургии фиксировалось в краткой редакции, в которой могли не выписываться повторы строк Е. До посл. трети XVI в. в рукописях преобладает нотация, изобилующая тайнозамкненными начертаниями с нестабильной графикой. С посл. трети XVI в. песнопения Обихода, в т. ч. Е. литургии, начинают фиксироваться дробным знаменем (Игошев. 1997. С. 6-7).

Постепенно состав песнопений литургии расширяется до появления полной редакции в 1-й пол. XVII в., к-рая к середине века становится наиболее распространенной (РНБ. Q 1. № 1408; Кир.-Бел. № 681/938, 1605 г.; РГБ. Ф. 272. № 322, 1-я пол. XVII в.; Ф. 228. № 36, 1-я пол. XVII в.; Ф. 37. № 138, 1613-1645 гг. и др.). Данные циклы Е. могли иметь варианты в нотации: во-первых, по-прежнему в разных списках могли не нотироваться нек-рые из повторяющихся строк, а во-вторых, графика строк могла иметь вариантные отличия. Раздельноречные источники сер. XVII в., в к-рых проставлены степенные пометы выговскими певчими (РГБ. Ф. 354. № 144; ГА Тверской обл. Ф. 1409. Оп. 1. № 1044), дают возможность прочитать циклы строк в рукописях с периода фиксации дробным знаменем (ГИМ. Единоверч. № 37, 3-я четв. XVI в.; Епарх. певч. № 110; Син. певч. № 1148; Щук. № 622, посл. четв. XVI в.) и выявить наличие циклов вариантной повторности в чинопоследовании.

С сер. XVII в. строки Е. литургии унифицируются по графике и в таком виде закрепляются в старообрядческих рукописях ветковской, а затем и гуслицкой традиций XVIII-XX вв. Дореформенная нотация Е. литургии более соответствует практике многогласия (связующие знаки между строками и т. д.). Почти совсем не встречается самостоятельный конечный знак «крыж», вместо него на концах строк часто присутствуют связующие знаки: «переводка», «голубчик», «два в челну». С переходом на единогласие за неск. десятилетий со 2-й пол. XVII в. до нач. XVIII в. произошли естественные изменения не только в нотации (появились «крыжи», исчезли связующие знаки), но и в протяженности напева. Так, значительно сократились строки «Тебе, Господи» в малых Е., наполовину сокращена строка «Тебе, Господи» в просительных Е. литургии верных, уже не образующих точной повторности с Е. об оглашенных. Также в старообрядческой практике с XVIII в. до наст. времени «Аминь» Е. об оглашенных не соответствует «Аминь» 1-й просительной Е., но совпадает с «Аминь» сугубой Е. и 1-й Е. верных (см. разные списки Обедницы).

В старообрядческих печатных Обиходах, как в беспоповском (М., 1911), так и в поповском (К., 1909), нотированные строки Е. в составе всенощного бдения отсутствуют. Мелизматический вариант «Господи, помилуй» с указанием «демеством» присутствует в Е. об оглашенных в «Обеднице знаменнаго и демественнаго роспева» (поповского согласия) (М., 1909. Л. 23 об.). Иной мелодический вариант в силлабическом стиле помещен для сугубой Е. на литургии Преждеосвященных Даров (после прокимна «Да ся исправит», до него иногда помещались обычные мелодические строки Е.) (Там же. Л. 61-62 об.). В разделе песнопений демественной литургии также распеты строки Е. (Там же. Л. 75 об.- 76).

В синодальных Обиходах (1772, 1833, 1860, 1892) опубликованы мелодические строки великой, сугубой и просительной Е. знаменного, сокращенного знаменного, киевского распевов.

В «Обиходе церковных песнопений древняго роспева Соловецкого монастыря» (М., 2004р. С. 73, 106, 133, 161, 163) для вечерни, утрени, литургии и литургии Преждеосвященных Даров нотированы великая, сугубая и просительная Е., типологически идентичные Е. знаменного распева. В Супрасльском Ирмологионе зафиксированы Е. ранней киевской певч. традиции (БАН Литвы. F. 19.116. Fol. 18-119 об., 1638-1639 гг.).

В русской многоголосной традиции

известны гармонизации традиц. распевов, в т. ч. авторские, а также самостоятельные сочинения, авторские или местные (анонимные). В соловецком Обиходе (М., 2004р. С. 18) великая Е., помещенная в разделе для всенощного бдения, представляет собой 2-голосное тонально-гармоническое последование. Для великой Е. созданы гармонизации т. н. обычного напева (вероятно, восходящего к знаменному распеву), более развитого мелодически киевского (Обиход нотный Киево-Печерской Лавры: Всенощное бдение. М., 2001. С. 7-8), сокращенного киевского, а также оригинальные композиции Н. Н. Толстякова , С. В. Смоленского , иером. Нафанаила (Бачкало) , Н. Н. Кедрова (отца), Н. Н. Кедрова (сына), М. Е. Ковалевского и напевы, получившие название, вероятно, по месту происхождения: Е. «виленская», «полтавская», «оренбургская» и др. Среди напевов сугубой Е. следует отметить авторские гармонизации А. А. Архангельского , Кедрова (отца), П. Г. Чеснокова , А. Т. Гречанинова и многочисленные местные напевы, такие как Е. «буковинская», «одесская», «георгиевская», «софрониевская», «могилёвская», «пюхтицкая», «московская», напева Троице-Сергиевой лавры и др. Просительная Е. имеет неск. гармонизаций традиц. распевов: «обычного», знаменного, киевского, Киево-Печерской лавры, а также существуют особые варианты, напр. Е. «уральская», Оптиной пуст., «грузинская», «виленская» и др. (различные распевы Е. см. в сб.: Обиход церковного пения. М., 1997. С. 9-11, 16-17, 52, 75, 111, 140, 160, 167, 211, 225-226, 272; Нотный сборник православного русского церковного пения. Лондон, 1962. Т. 1: Божественная литургия. С. 1-3, 61-72; Песнопения Божественной литургии. Золотоноша, 2000. С. 1-8, 13, 109-125, 172-182; Благослови, душе моя, Господа: (Песнопения всенощного бдения). М., 1995. С. 28-30, 68-73, 84 и др. (см. указ.: Свод напевов. С. 410-414)). В совр. практике распространена Е. в виде 2-ступенного мелодического последования.

В греческой богослужебной практике

строки Е. чаще произносятся одним или неск. псалтами. В певч. рукописях нотированных строк Е. не обнаружено: возможно, строки Е. читались. Это предположение подтверждается сведениями иером. Арсения (Суханова) о богослужебной практике XVII в.: «Зде отнюдь ни в коем месте не слыхали есмы, чтоб пели «Господи, помилуй» и на прочих ектениях, но везде говором говорят лики и вси предстоящии» (Проскинитарий Арсения Суханова, 1649-1653 гг. / Ред.: Н. И. Ивановский. СПб., 1889. С. 256. (ППС; Т. 7. Вып. 13)). В наст. время обычно пропеваются и нотируются в певч. книгах Е. на вечерне на литии (Ταμεῖον ῾Ανθολογίας. Κωνσταντινούπολις, 1869. Τ. 1. Σ. 224-225) и на литургии великая Е., сугубая Е. после чтения Евангелия, иногда просительная Е. после великого входа. Сугубая Е. распета мн. мелургами на разные гласы: хартофилаксом Хурмузием , протопсалтом Григорием , Феодором Папапарасху Фокейским (Ταμεῖον ῾Ανθολογίας. Κωνσταντινούπολις, 1869. Τ. 3. Σ. 26-33), протопсалтом Николаем (Смирнским?) (на 1-й, 3-й, 1-й плагальный, 2-й плагальный, βαρύς, 4-й плагальный гласы) (Μουσικός θησαυρός τῆς λειτουργίας. ῞Αγιον ῎Ορος, 1931. Σ. 97-106). В литургии мон. Нектария среди распетых строк великой Е. на 4-й плагальный глас нотирован также возглас священника «Паки и паки миром Господу помолимся» (см.: Ibid. Σ. 12-13).

В болг. «Псалтикийной литургии» (Учебник за духовните семинарии / Съст. М. Тодоров. София, 19923) нотированные Е. имеют оригинальный напев (отличающийся от греч. традиции, согласно к-рой распеты все др. песнопения).

Лит.: Посошенко А. Литургия Иоанна Златоуста: Дипл. работа / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1984. Ркп.; Игошев Л. А. Очерки по истории рус. муз. культуры XVII в. М., 1997; Макаровская М. В. Циклы мелодических строк в песнопениях литургии знаменного распева // Историко-теоретические проблемы музыкознания. М., 1999. С. 24-49. (Сб. тр. РАМ им. Гнесиных; Вып. 156); она же. Структура певч. ряда в литургии знаменного распева // ЕжБК. 2001. С. 416-421; Успенский Н. Д. Православная вечерня: Чин всенощного бдения (ἡ ἀγρυπνία) на Правосл. Востоке и в Рус. Церкви. М., 2004. С. 299-300.

М. А. Макаровская, И. В. С.

Просительная Ектения

Д. Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся.

Л. Господи, помилуй.

Д. О принесенных и освященных честных дарех Господу помолимся.

Л. Господи, помилуй.

Д. Яко да человеколюбец Бог наш, приемь я во святый и пренебесный и мысленный Свой жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся.

Л. Господи, помилуй.

Д. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Л. Господи, помилуй.

Священник молится:

Тебе предлагаем живот наш весь и надежду, Владыко человеколюбие, и просим, и молим, и милися деем: сподоби нас причаститися небесных Твоих и страшных Таин, сея священныя и духовныя трапезы, с чистою совестию, во оставление грехов, в прощение согрешений, во общение Духа Святаго, в наследие царства иебеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение.

Д Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Л. Господи, помилуй.

Д. Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.

Л. Подай, Господи.

Д Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.

Л. Подай, Господи.

Д Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим.

Л. Подай, Господи.

Д Добрых и полезных душам нашим и мира мирови, у Господа просим.

Л. Подай, Господи.

Д Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.

Л. Подай, Господи.

Д Христианския кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на страшнем судищи Христове, просим.

Л. Подай, Господи.

Д Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Л. Тебе, Господи.

Св. И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати:

Л. Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Св. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Л. Аминь.

Св. Мир всем.

Л. И духови твоему.

Д. Главы ваша Господеви приклоните.

Л. Тебе, Господи.

Священник молится:

Благодарим Тя, Царю невидимый, Иже неисчетною Твоею силою вся содетельствовал еси, и множеством милости Твоея от небытия в бытие вся привел еси. Сам, Владыко, с небеси призри на подклоншия Тебе главы своя; не бо подклониша плоти и крови, но Тебе страшному Богу. Ты убо, Владыко, предлежащая всем нам во благое изравняй, по коегождо своей потребе: плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй, недугующия исцели, Врачу душ и телес.

Возглас: Благодатию и щедротами и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Л. Аминь.

Священник молится:

Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего и от престола славы царствия Твоего, и прииди во еже освятити нас, Иже горе со Отцем седяй, и зде нам невидимо спребываяй: и сподоби державною Твоею рукою преподати нам пречистое Тело Твое и честную Кровь, и нами всем людем.

Диакон опоясуется орарем крестовидно и возглашает: Вонмем.

Священник же, вознося святого Агнца, возглашает: Святая святым.

Л. Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.

Диакон входит во св. алтарь, лик же поет каноник, который обыкновенно называется причастным, ибо во время пения его священник и диакон приобщаются св. Таин и приготовляют их для преподания верным, желающим причаститься.

Из книги Толковый Типикон. Часть II автора Скабалланович Михаил

ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ Ектения Хвалебная песнь Богу, какую представляет из себя 103 псалом, не только сопровождается и восполняется тайными молитвами священника, но и сменяется молитвою всех верующих. Такой молитвою является следующая за предначинательным псалмом ектения.

Из книги Евхаристия автора Керн Киприан

Ектения Хвалебная песнь Богу, какую представляет из себя 103 псалом, не только сопровождается и восполняется тайными молитвами священника, но и сменяется молитвою всех верующих. Такой молитвою является следующая за предначинательным псалмом ектения. Ектения - молитва

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

ПРОСИТЕЛЬНАЯ ЕКТЕНИЯ Восполнением молитвы «Сподоби Господи» служит следующая ектения, где прошения этой молитвы и распространяются, и усиливаются тем, что возносятся чрез священнослужителей. Эта ектения называется в просторечии «просительною», а в богослужебных

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

Ектения по 9 песни 9-ю песнью заканчивается 3-й и последний отдел канона, который имеет заключение, подобное предыдущим двум отделам, т. е. прежде всего малую ектению. Ее возглас: «Яко Тя хвалят вся Силы Небесныя», с одной стороны, по окончании длинного гимна, какой

Из книги автора

Просительная ектения на утрене Возглас просительной ектении на утрене уже не тот, что на вечерне, как и вообще просительная ектения всегда употребляется с новым возгласом. Возглас ее на утрене: «Яко Бог милости, щедрот и человеколюбия еси» заключает ту же мысль, что и

Из книги автора

Просительная ектения. Диакон, выйдя из алтаря, произносит на солее просительную ектению, несколько более здесь пространную, чем эта же ектения на вечерне или утрене. Она дополняется на Литургии следующими прошениями:«О предложенных Честных Дарех…».«О святем храме сем, и

Из книги автора

Просительная ектения По окончании всей Херувимской диакон выходит северными дверями на амвон и произносит Просительную ектению, начинающуюся словами: Исполним молитву нашу Господеви. Эта просительная ектения имеет ту особенность, что в самом начале дополняется тремя

Из книги автора

Просительная ектения и «Отче наш» По окончании евхаристического канона вновь произносится просительная ектения, которая имеет ту особенность, что начинается словами: Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся, а затем имеет еще два, необычных для

Из книги автора

Великая Ектения Д. Миром Господу помолимся.Л. Господи, помилуй.Д О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.Л. Господи, помилуй.Д О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.Л. Господи, помилуй.Д. О святем храме сем, и

Из книги автора

Малая Ектения Д. Паки и паки миром Господу помолимся.Л. Господи, помилуй.Д Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Л. Господи, помилуй.Д. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми

Из книги автора

Малая Ектения Д Паки и паки…

Из книги автора

Сугубая Ектения Диакон, отдав священнику св. Евангелие:Д. Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.Л. Господи, помилуй.Д. Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.Л. Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и

Из книги автора

Ектения о усопших Д Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.Л. Господи, помилуй (трижды).Д. Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имя), и о еже простится им всякому прегрешению, вольному же и невольному.Л. Господи, помилуй (трижды).Д.

Из книги автора

Ектения об оглашенных Д. Помолитеся, оглашеннии, Господеви.Л. Господи, помилуй.Д. Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их.Л. Господи, помилуй.Д Огласит их словом истины.Л. Господи, помилуй.Д Открыет им Евангелие правды.Л. Господи, помилуй.Д Соединит их Святей

Из книги автора

Просительная Ектения Д. Исполним молитву нашу Господеви.Л. Господи, помилуй.Д. О предложенных честных дарех Господу помолимся.Л. Господи, помилуй.Д. О святем храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих вонь, Господу помолимся.Л. Господи, помилуй.Д. О

Из книги автора

Просительная Ектения Д. Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся.Л. Господи, помилуй.Д. О принесенных и освященных честных дарех Господу помолимся.Л. Господи, помилуй.Д. Яко да человеколюбец Бог наш, приемь я во святый и пренебесный и мысленный Свой

Ектенией называют общее моление во время богослужения. В это время священник обычно произносит молитвенные прошения, а хор подпевает ему, говорят вот такие слова - «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».



Заканчивается ектения обычно возгласом самого священника. Если в храме, церкви есть дьякон, то он ведет ектению. Если же дьякона нет, то службу такую проводит один из священников.


Виды ектении


Эта служба бывает нескольких видов. Поговорим более подробно о каждом из них. Великая (как ее называют) ектения начинается словами «Миром Господу помолимся». Усиленную же ектинию (как следующий вид данного моления Господу) начинают такими словами - «Рцем вси, от всея души…». Причем, слова «Господи, помилуй» говорят три раза после каждого прошения.



Обычно Господь слышит все молитвы и помогает людям. Главное - верить в это. Последний, но не менее важный вид ектении, это малая. В этой службе три всего прошения, которые начинаются словами - «Паки и паки…». «Паки и паки…" переводится, как "снова и снова".


В некоторых храмах служат такие ектении, как ектении об умерших родственниках. Они называются заупокойными. Многие служители церкви говорят, что ектения - это особая служба.


Приготовлений к ней нет, но она направлена не на успокоение внимания человека, раба Божьего, а на постоянное возбуждение внимания. Обычно ектению делят на несколько небольших прошений, но в каждом говорят слова - «Господи, помилуй», «Подай, Господи».




История появления молитвы


Ектения - греческое слово. Тогда, да и сейчас, это моление считалось глубоким, чувственным. Верующие служат усердно, очень сосредоточенно. Еще в Древние Времена еткении было разрешено проводить только дьяконам. Раньше их было больше, нежели сейчас.


Но в настоящее время допускается, чтобы ектению проводит обычный служитель церкви, священник. Он обязательно должен быть преклонного возраста, в годах. Считается, что именно взрослые, опытные священники знают, как лучше проводить ту или иную службу, чем помочь прихожанам после нее.


Ведь некоторые люди по окончании ектении не расходятся по домам, а желают поговорить с батюшкой лично. Могут это быть просто разговоры: о церкви, ее влиянии на человека, современное общество в целом. А кто-то обращается с конкретной просьбой о помощи, советом.




Кто такой дьякон


Как известно, дьякона нельзя в полной мере назвать священнослужителем. Но так как ектения - это не совсем молитва, а лишь призыв к ней, то допускается, чтобы дьякон (это даже желательно) проводил сие мероприятие.


В разных храмах различные каноны и устои, каждая церковь сама определяет и устанавливает правила. Но общее, всем известное, важное и необходимое всем прихожанам - везде неизменно.

«Востаните!»

«Встаньте!» - с этих слов начинается Всенощное бдение, потому что обычно все приходили в храм заранее и ожидали начала богослужения сидя. Монашеским уставом предполагается, что у каждого человека есть в храме свое место. В греческих монастырях это «стасидии», специальные стулья с высокими спинками и подлокотниками. Уставное (т.е. полное, по всем правилам) богослужение достаточно длительное, и в определенные моменты человек в стасидии может стоять просто или с опорой на подлокотники; полусидеть на поднятом сиденье (там есть специальная полочка); наконец, полностью сидеть на опущенном сиденье (во время чтения кафизм, паремий, поучений и др.). Отсутствие сидений - отличительная черта русских храмов.

Язык ангельский и языки человеческие

То и дело во время службы можно услышать древнееврейское слово «Аллилуия». Оно означает в переводе «хвалите Бога»: «аллел - хвалить», «Йя - Бог». Это не слово на ангельском языке, как иногда говорят в воскресных школах, а вполне человеческий призыв хвалить Бога подобно тому, как хвалят ангелы. Этот призыв часто встречается в Псалтири. Для некоторых Псалмов, в основном хвалебного содержания, этот призыв стал припевом, ведь Псалмы - это песнопения. При переводе на древнегреческий язык припев «Аллилуия» был оставлен без перевода, а в христианском Богослужении он вообще распространился на всю Псалтирь. Чтение и пение любой группы Псалмов заканчивается славословием Святой Троице: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» и припевом: «Аллилуия, Аллилуия, Алилуия: слава Тебе, Боже!» (трижды).

Поют все!

Какая молитва чаще всего звучит на богослужении? «Господи, помилуй!» Она входит в самый народный, если можно так выразиться, элемент богослужения - ектению («ектения» - череда кратких молитвенных прошений). Содержание ектенийных прошений затрагивает самые важные стороны жизни каждого христианина (мирная жизнь, прощение грехов, благодатная помощь Божия). Сугубая (т.е. усиленная) ектения начинается со слов «Рцем вси!» - «скажем все!». Это призыв ко всем молящимся. Диакон или священник произносят какое-то прошение, на которое певчие, а в идеале - все люди, отвечают самой простой молитвой: это или «Господи, помилуй!» единожды, или «Господи, помилуй!» трижды, или «Подай, Господи!». В ответ на призыв вручить себя Богу люди отвечают: «Тебе, Господи!»

В общественном богослужении все предназначено для произнесения вслух. То, что некоторые священнические молитвы стали «тайными», т. е. произносятся только священником и от них мы слышим только конечные фразы, «возгласы», - это особенность развития христианского богослужения, а отнюдь не закон жанра. Изначально эти молитвы не создавались для молчаливого произношения. Потому что молитва - это или хвала, или просьба. Когда люди собираются вместе для молитвы, то они вместе хвалят или вместе о чем-то просят. Во время общего богослужения просить о чем-то своем собственном, личном, о чем ты не хочешь, чтобы знал твой ближний, не совсем уместно. Конечно, когда мы на Литургии поминаем своих близких - то каждый поминает своих, близких ему людей и молится о каких-то своих нуждах, но это - моменты, специально оговоренные самим уставом Богослужения. Там, например, у священника в книге примечание: «…и поминает тех, кого хочет, по именам». Или в ответ на возглас священника «В первых помяни, Господи, великого господина и отца нашего Патриарха…» народ отвечает: «…и всех, и вся». Имеется в виду «и всех мужчин, и всех женщин-христиан», о которых в данный момент молится каждый из присутствующих. Это, наверное, единственный момент, когда мысли молящихся могут чуть-чуть разойтись в разные стороны, когда каждый вспоминает о своих частных нуждах.

Никакого запрета петь мирянам во время службы не существует. Константинопольское богослужение устраивалось так, чтобы максимально привлечь людей к пению. В частности, исполнение Псалмов антифонно, то есть с припевом, - это изобретение именно этого общественного, всенародного христианского богослужения.

Естественно, что чем более сложный музыкальный репертуар звучит в храме, тем труднее людям участвовать в совместном пении. Но исполнение ектений, как правило, по силам любому мало-мальски грамотному человеку. Если человеку, стоящему в храме, уж очень стыдно своего голоса или отсутствия слуха, то он может это петь совсем тихонечко, почти что про себя, чтобы не смущать стоящих рядом с ним.

Святейший Патриарх Алексий в своем обращении к московскому клиру несколько лет назад призывал к тому, чтобы в приходах насаждалось общенародное пение. И даже указал конкретно, что очень хорошо, если Евхаристический канон на Литургии будет петься всем народом.


Творец и тварь

Каждую субботу на воскресной вечерне мы слышим великий прокимен: «Господь воцарися, в лепоту облечеся… ибо утверди вселенную, яже не подвижится». «Прокимен» переводится как «выдающийся, стоящий впереди» и означает пение избранного стиха из какого-либо Псалма в качестве припева к одному или нескольким стихам того же Псалма. Мы знаем несколько видов прокимнов в богослужении, которые поются на разные мотивы - по-церковнославянски, «гласы».

«Воцарися, облечеся, утверди» - это прошедшее время славянского языка, которое обозначает действие, законченное в прошлом: «Он воцарился, Он облекся, Он утвердил». «Не подвижится» - это будущее время. «Яже не подвижится - которая не подвигнется, не изменится». Вселенная «не подвижится», так как она будет существовать по тому закону, который Господь для нее создал. В самой Вселенной нет той силы, которая бы изменила закон ее бытия. Это вообще смысл библейского отношения к миру как творению Божию. Основная антитеза «Творец и тварь» заключается в том, что тварь не имеет самостоятельности в определении своей участи. И в этом смысле человек отличается от всей прочей твари именно этой богоподобной способностью самостоятельно определять свою линию жизни, выбирать путь к Богу или путь к погибели.

Как можно научиться «оправданиям»?

В молитве «Сподоби, Господи», звучащей на Всенощной, есть такие слова: «Научи мя оправданием Твоим…» В современном языке слово «оправдание» приобрело сугубо юридический характер: когда есть какое-то подозрение и человек освобождается от этого подозрения, значит, он «оправдывается». Но в славянском языке слово «оправдание» соответствует греческому слову «дикеома», которое означает еще и «праведность», и «заповедь о праведности». Праведность - правда, правота. Дело в том, что ветхозаветные представления о праведности строго связаны с Законом Божиим, с исполнением Закона. Естественно, что человек, поступающий право, в соответствии с Законом Божиим, называется праведником. Вот эта укорененность в Законе Господнем и является в данном случае предметом молитвы - буквальное «научи меня Твоим заповедям о праведности» означает для нас: «научи меня укорененности в Твоем Законе, научи меня поступать правильно, как предписывает Твой Божественный Закон» - Закон, разумеется, не Ветхий, но Новый Евангельский Закон любви.

Рисунки Веры Маханьковой