Чудотворная икона в храме рождества христова беседы. Беседы

… а также, возможности APS-С объектива Sony SEL-1018 10-18 mm F/4 OSS
с применением полнокадровой фотокамеры Sony Alpha A7R



Всего 61 фото

Сегодня я хочу рассказать о Храме Рождества Христова в Беседах . Мой интерес к этой замечательной церкви, как образцу возвышенной шатровой архитектуры совсем не случаен. Не так давно, я был просто очарован шатровым , что находится совсем недалеко от храма «бесединского» и, также возведен на высоком правом берегу Москва-реки. Эти церкви сходны не только тем, что они расположены рядом, но и также связаны общей историей, временными рамками периода строительства шатровых церквей на Руси и духовными принципами закладываемыми в основу их возведения... К тому же, эти земли, как оказалось, очень древние и, задолго до появления здесь царских сел, в этом благодатном местечке селились наши многочисленные славные предки. Река, плодородные заливные луга, густые леса сполна кормили их и обеспечивали всем, что нужно для жизни в крепком достатке. Красота этих мест и изобилие разнообразной дичи обусловили вконец появление здесь и великокняжеских сёл.

Этот материал преследует две цели - рассказать о моих впечатлениях об этом замечательном и возвышенном храме и, заодно, - протестировать «кропнутый» объектив Sony SEL 10-18 mm F/4 OSS в связке с новой полнокадровой фотокамерой Sony Alpha A7R. Для тех, кто интересуется этой темой - будет довольно любопытно. Все фото этого поста как раз и сделаны этой, хоть и не предназначенной друг для друга, но довольно премилой парочкой…) Выводы о результатах взаимодействия камеры и объектива - в самом конце этого поста.


Беседы начинают упоминаться в летописях связанных с именем великого князя Дмитрия Донского. Времена тогда были тяжелые и смутные. Лишь пару лет прошло с тех пор как татарский воевода Бегич был разгромлен в Рязанской земле и, тогда Мамай в ультимативной форме пригрозил Дмитрию опустошением русских земель и обещанием обложить непомерной данью русских за их строптивость. Как раз во время пребывания Дмитрия в этом царском селе и пришло ему известие о том, что Мамай с неисчислимым войском идет на Москву. И в этом месте, на высоком берегу Москвы-реки, и был раскинут княжеский шатер, где проходила «беседа», военный совет великого князя с его верными и приближенными соратниками - двоюродным братом Владимиром, князем Серпуховским, князем Боброком Волынским, женатым на его сестре, князем Белозерским, отважным воином и храбрым воеводой Тимофеем Васильевичем Волуем и многими другими.
02.

После этой великой победы, Дмитрий был наречен Донским и повелел возвести на том месте, где проходила судьбоносная «беседа» церковь Христову в честь ознаменования победы на Куликовском поле. С тех пор это место и называется Беседы. Уже через два месяца после великокняжеского повеления здесь построили деревянную церковь Рождества Христова.

Двести лет спустя церковь стала ветхой, село Беседы постепенно приходило в упадок и, лишь в конце XVI века здесь снова возрождается жизнь. В 1584 году на царство венчается сын Иоанна Грозного - Феодор Иоаннович. Во время совершения этого торжественного обряда, родственники царицы Ирины - Борис и Дмитрий Годуновы держали царские скипетр и венец. С этих пор Годуновы, будучи приближенными царя, получают привилегии и богатые недвижимые активы. Царь пожаловал боярину Дмитрию Ивановичу лучшие подмосковные земли и поместья, куда вошло и село Беседы. Вскоре, подав царю Феодору челобитную, боярин Дмитрий с его согласия начинает строить в своем селе каменную церковь в честь Рождества Христова на том месте, где когда-то стояла старая, деревянная. Активное участие в этом строительстве в вотчине своего дяди принимает и Борис Годунов, щедро жертвуя и деньгами, и строительным материалом, а впоследствии и дорогую церковную утварь для украшения внутреннего пространства этой церкви.
03.


В 1598-1599 гг. было завершено сооружение, хоть и небольшого, но величественного храма, сходного своим стилем с Коломенским и Островным, возведенными примерно в эти же годы. Бесстолпный одноапсидный храм, стоящий на фундаменте глубокого подклета, поднимается нижним каменным четвериком, который переходит в средний восьмигранный барабан и заканчивается открытым внутрь высоким шатром. Переход от четверика к восьмерику конструктивно осуществлен при помощи «тромпов» и внешне декорирован системой ярусов кокошников. (тромп - сводчатая конструкция для перехода от четырехгранного объема к восьмигранному, имеющая вид арки с конической внутренней поверхностью). Подклет, четверик и апсида сложены из белого камня, доставленного из ближней Мячковской каменоломни. Тщательно обтесанный, этот камень является облицовкой как внутренней, так и внешней сторон церкви, верхняя часть которой была сложена из кирпича. Кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочка́ми увенчивается маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Связи в нижнем и среднем ярусе были дубовые, а в верхнем ярусе - железные. По стройности пропорций и законченности форм храм стоит в ряду лучших шатровых сооружений своего времени, значимость которого сохраняется и в наше время.
04.

Первоначально основное здание храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним западным входом, над которым высилась шатровая звонница. Эта обширная паперть соединяла небольшие пристроенные два придела, которые были освящены в честь великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Феодора Иоанновича и великомученика Димитрия Солунского, святого покровителя Димитрия Годунова, владельца Бесед.
05.

Таким образом, прослеживается особое внимание, которое было оказано при сооружении этой церкви со стороны не только семьи Годуновых, но и самого царя Феодора Иоанновича, а в последствии и царя Алексея Михайловича. После низвержения и смерти царя Бориса последовало падение всего рода Годуновых, а за этим и страшная смута на Руси. В смутное время село Беседы переходит к другим владельцам...

В 1646 году, спустя год после воцарения Алексея Михайловича Романова, Беседы становятся дворцовым селом. В 1889 году об этом достоверно пишет известный исследователь русской старины A. Mapтынов: «Некогда в церкви стояло царское место. Судя по прежнему устройству этого села и по вкладам в этот храм царя Алексея Михайловича, сей государь, его предки и потомки любили и посещали Беседы, доставлявшие им приволье для отдыха и охоты...».
06.

(на гравюре угадываются силуэты Храма Вознесения
и "Дворец царя Алексея Михайловича" в Коломенском)


Тогда же иконописцы на двух больших иконах изобразили лики тезоименитых святых семейства царя Алексея Михайловича: на одной - св. Алексия человека Божия и Марии Египетской, а на другой - св. Феодора Стратилата и святых мучениц Ирины и Софии.

Поскольку Беседы значились в церковных книгах дворцовым государевым селом, то, как и в других подобных подмосковных селах, там были государевы хоромы, царские сады, рига, житницы и конюшни. От первых теперь нет и следа - время и пожары истребили все царское хозяйственное заведение. И лишь о последних замечательных конюшнях напоминает теперь Конюшенный овраг (о нем чуть позже).

От прежнего быта остался единственный памятник — каменная древняя шатровая церковь, которая является жемчужиной не только села Беседы, но хорошо известна как у нас в России, так и далеко за ее пределами.

В 1765 году Екатерина II жалует своему фавориту - графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому село Беседы и, в придачу соседнее село Остров. Новый хозяин, в основном, пребывающий в северной столице и царских дворцах, не слишком часто навещает свои подмосковные поместья. Беседы снова начинают постепенно приходить в запустение… я уже выкладывал материал в свое время.

В начале XIX века, а точнее в 1815 году начинается новый период в обновлении этого храма - старая каменная ходовая паперть, сооруженная когда-то вокруг храма, была разобрана и, с южной стороны, пристраивается небольшой придел в честь святого Пророка Илии. В 1820 году был построен более обширный северный придел Покрова Пресвятой Богородицы. Одновременно сооружается трехъярусная колокольня, увенчанная высоким шатром, которую мы можем видеть и сейчас.
07.

В 1882 году внутри церкви была выполнена монументальная масляная роспись на штукатурной основе на темы евангельской истории и в строгом академическом стиле. Внутренний декор всего храма помимо настенной живописи дополняют отдельные иконы, среди которых особо чтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радости», украшенная бисером семью лампадами и ажурным балдахином, а также больших размеров икона ХVIII века «Воскресение Христово» в киоте, образ святителя Николая Чудо-творца с чудесами в золоченой ризе ХVIII века и другие достопримечательные святые иконы, такие как большая икона Святого Трифона, кто так сильно привлекает в последнее время мое внимание.

Следует отметить, что в главном алтаре храма по сей день стоит древний каменный престол, который теперь покрыт золоченым, с эмалевыми вставками, металлическим облачением. Вышеупомянутый А. Мартынов еще в начале XIX века писал, - «... лет тому за 60, по сказанию 75-летнего причетника в «печурке» (небольшой нише) этого престола был найден деревянный сосуд «Святая Чаша», выточенный из березы и покрытый красной краской. На чаше этой написан масляной краской Деисус (изображения Христа и значимых святых в "иконостасной традиции") и восьмиконечный крест на Голгофе». Подобные сосуды в свое время находили в Троице-Сергиевой Лавре. Такие деревянные чаши употреблялись для богослужения в первенствующей древней церкви. Также в этом алтаре тогда были найдены и древние святые антиминсы (в древней Византии эти, в основном льняные, платки-антиминсы с зашитыми в них мощами святых прикреплялись или прибивались к престолу). К сожалению, эти артефакты не дошли до наших дней.

В период от 1917 года до 30-х годов прошлого века Бесединский храм был закрыт и в нижнем его помещении, где также находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, были превращены местным совхозом в овощехранилище. Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году храм Рождества Христова был, наконец передан в пользование верующим. 21 сентября 1999 года Храм праздновал свое 400-летие.

Немного отвлекаясь, хочу сказать, что, к моему удивлению, в сети практически отсутствуют старые фото этого храма, поэтому свой рассказ о его истории я, по возможности, экологично перемежаю историческими портретами русских царей, имевшими отношение к "бесединскому" храму)

Как видите - это славное место, которое, находится совсем рядом с Москвой - ехать до него на автомобиле вообще проще простого - от Бесединской развязки на МКАД - меньше минуты. Надо сказать, что, проехав развязку в сторону области, не следует поворачивать вправо куда идут все автомобили, а ехать надо сразу прямо по невзрачной сельской асфальтированной дорожке. Движение на этом плавно-резковатом повороте интенсивное, - поэтому внимательней к встречному трафику…


Удивительное ощущение - Храм изначально очень «теплый и родной» - ты как будто погружаешься в его приветливую и одновременно возвышенную энергетику. Сразу спадает напряжение и такая привычная городская суета в сознании. Храм уже́ начинает «говорить с тобой», хотя ты, только пока еще, приближаешься к нему… Знакомое ощущение! Именно такие похожие и характерные чувства я остро- восторженно испытал недавно в дворцовом селе Остров на месте возведенного . Чрезвычайно интересно!

Церковь вся в зелени, поэтому я даже поначалу огорчился, что сделать общие фото будет затруднительно, но оказалось, что рядом с церковью, на месте древнего Конюшенного оврага, сейчас обустроен премилый камерный церковный сквер с дорожками для неспешных прогулок и, там же - возведена маленькая водосвятная часовня пророка Илии с одноименным святым источником. Именно оттуда и сделаны основные ракурсы этой чудной церкви, что будут ниже…

Однако, для начала, войдем в церквь, немного осмотримся и попытаемся уловить ее духовную атмосферу... Снимать в церквях традиционно запрещено, но в «немосковских церквях» такие запреты не так сильны, так и в этом случае - я сделал здесь несколько фото внутри храма.
09.

Отмечу сильнейшее впечатление от так называемой «намоленности» церкви и ее неповторимого богатого торжественного внутреннего убранства. Храм этим впечатляет и поражает. Несмотря на то, что церковь сельская - сильно чувствуется молитвенное внимание бывших "сильных мира сего" и сегодняшних прихожан.
10.

Повторюсь, но храм воистину «намоленный» - другого слова в качестве эквивалента не подберешь - этого совсем поначалу не ожидаешь - "проваливаясь" и растворяясь в густой и золотистой энергетике храма Рождества Христова. Вот уж куда определенно рекомендую съездить и ощутить это все. По сходному общему впечатлению, исходя из вышеуказанных факторов, могу сравнить эту церковь по ощущениям, пока только, с храмом Знамения на Рижской в Москве, где находится в том числе чудотворная икона святого Трифона с его мощами.
11.

Поскольку я поначалу немного напутал с настройками камеры, а в глубине храма было, к тому же, очень темно, - последующие три фото получились очень шумными, так, что уж не сильно взыщите).
12.

На переднем плане - икона "Святителя Николая Чудотворца с "чудесами"...
13.

Кстати, я очень интересуюсь , чувствуя к этому святому, какое то бессознательное трепетное влечение и, одной из причин посещения церкви Рождества как раз и явилось нахождение в ней древней и большой иконы святого Трифона в одном из приделов храма. Иконы святого Трифона довольно редки в Москве и каждая встреча со святым Трифоном для меня очень важна и волнующа… На фото ниже - икона святого Трифона, она находится в средней его части и чуть правее - у арки.

Интересная наблюдение - храм не хочется покидать, несмотря на то, что вроде бы все осмотрел и "впитал"...
15.

А теперь, все же, выйдем из храма и обойдем его вокруг. Примечательно, что здесь, на его территории, бережно сохранены многие старые надгробия, в отличие от большинства существующих храмов, чьи погосты не выдержали испытания периода большевизма. Воистину, как раз здесь видна и проявлена "любовь к отеческим гробам"...
16.


17.


18.


19.


20.

Я не просто так акцентирую внимание на некрополе Храма Рождества в Беседах - здесь создается удивительно-цельное впечатление о храме и всём, что его окружает - возникает осознание бережного и удивительно кроткого отношения к истории, внимания к уже почти бызымянным людям, кто приходил сюда, - к Храму, молился и думал о Вечном... Определенно сто́ит, вот так, спокойно, поразмышлять здесь, вдали от городского шума и, "выключить" будоражащее и терзающее душу человеческое Сознание...
33.


34.


35.


36.


37.

38.

Я сделал попытку обойти церковь вокруг ее ограды... С левой стороны это не сильно удалось - из-за лающих собак без привязи) И это фото - как раз слева...
39.

А это - справа - со стороны церковного сквера...
40.

А это - уже со стороны старого церковного пруда...
41.

А вот и сам церковный пруд... Здесь где-то бъет святой источник... Забор, который вы видите на верхнем фото, огораживает старый овраг, в котором обустроен небольшой уютный парк-сквер - мы туда еще с вами скоро вернемся...
42.

А эту пару фоток храма я сделал со стороны склона Конюшенного оврага..., наверное, все же, он это и есть...
43.


44.

Поначалу я подумал, что свер закрыт, но висячий замок на калитке оказался одетым только на одну петлю и дверца легко открылась... Спускаясь по ступенькам в парк сразу видишь трогательную водосвятную часовню Пророка Илии...
45.


46.

Прогулка по церковному скверу (а фактически когда-то - древнему оврагу), доставила мне не только удовольствие, но и истинное умиротворение и реальную разгрузку ума. С удивлением и, по новому, я начинал понимать, что каждый построенный когда-то храм несет в своей уникальной и индивидуальной истории частичку Большой Истории нашей Родины. От прошедших и недавних смутных времен начала прошлого века еще осталось достаточное количество церквей, чьи устремленные к Небесам главы могут многое рассказать тому, кто Задает Вопросы, да и просто взирает на них, пропуская через себя их возвышенную Красоту и, не только архитектуры, но прикасаясь к коллективному бессознательному нашего народа, которое может приоткрыть в результате свои тайны и донести нам чувства и эмоции давно ушедших в Вечное предков...
61.

P.S. для тех, кто заглянул сюда ознакомиться с фото снятыми на фотокамеру Sony Alpha A7R с "кропнутым объективом" Sony SEL-1018 10-18 mm F/4 OSS: Все фото для этой статьи, как я уже и говорил, целиком сделаны этой любопытной парочкой. Виньетирование, естественно, проявляется на крайних фокусных - особенно на 10-12 и 17-18 мм. Комфортные для съемки фокусные расстояния соответственно - 13-15 мм. Легкое виньетирование, конечно, проявляется и на этих фокусных, но оно совсем не так критично как на крайних. Наверное, Вы обратили внимание, что много фото в этом посте обрезаны "под квадрат" и это не удивительно, - все же объектив "кропнутый" и легче поступить с виньетками именно так. Также, в углах, некоторых горизонтальных и вертикальных кадров пришлось поработать штампом в Ps... Но, как, все же, снимает полнокадровая камера Sony Alpha A7R с этим объективом в плане качества и удобства!? И имеет ли право на жизнь его использование именно с семейством A7? Эти вопросы довольно актуальны для тех, у кого есть этот объектив 10-18 из уходящей в историю семейства NEX, и тех, у кого уже куплена новая полнокадровая "семерка" или только немечается к приобретению, а парк существующей кропнутой оптики хочется все же использовать...

В какой-то степени качество фото на широком угле даже выше, чем у . Картинка получается прозрачная, детальная и довольно качественная. Присутствуют, как водится, геометрические искажения и, здесь, могу только порекомендовать внимательней к построению кадра касательно вертикалей и горизонталей - по моим ощущениям - риск испортить кадр довольно высок. Я испытывал 10-18 на "соньке" для того, чтобы понять для себя, а может ли он заменить пока еще не выпущенный в продажу и не сильно бюджетный по цене новый широкоугольник-зум Sony Vario-Tessar T* FE 16-35 мм F4 ZA OSS!? (Замечание - объектив Sony FE 16-35 выпущен в октябре 2014 года. Мой обзор о нем: оказалось - может, но с парой серьезных оговорок - снимать им на полнокадровой камере возможно, но с заведомо осознаваемым присутствием виньетирования - необходимо делать существенную поправку на нее, возможно, путем обрезки. Временно, при отсутствии полнокадрового широкоугольного объектива или необходимого бюджета им можно делать неплохие снимки - в плане широкого угла, он вполне справляется с этой задачей. Об уровне качества и детальностьи возможно судить по фото из этого поста, причем некоторые кадры изначально "строились" провоцируя критические условия по свету и соотношению "светов и теней". Но,в общем и целом, 10-18 "не подкачал". Я снимал им и другие архитетектурные объекты и доволен полученным результатом.

Церковь Рождества Христова. село Беседы. Московская область

Церковь Рождества Христова. с. Беседы. 16 век.

На высоком берегу Москвы - реки уже с давних времен стояли 3 - 4 дома-сруба, с маленькими подслеповатыми оконцами. В этих домах жили лесные княжеские сторожа, пчельники и перевозчики. Речная переправа была устроена здесь еще во времена князя Ивана Калиты, деда Димитрия Донского. В раскинутом на берегу Москвы-реки большом княжеском шатре, Великий князь немедля собрал на беседу - на военный совет - своих ближайших и испытанных во бранях князей и воевод. Помолившись Богу, в этой беседе все детально обсудив, составили они план сражения.


Возвратившись в Москву с поля битвы, благодарный Богу князь Димитрий, нареченный Донским, повелевает: на том месте, где он по весне собрал на беседу, на военный совет своих князей и воевод, поставить церковь Христову в память о славной победе. С той поры место это называется Беседы. Из вековых, толстенных бревен построенная, уже через два месяца церковь Божия красовалась на крутом берегу.

Церковь Рождества Христова была построена в 1590-х гг. в селе, принадлежавшем Д.И.Годунову, на средства владельца. Дмитрий Иванович Годунов, при котором была построена ныне существующая церковь, возвел в своей вотчине еще и плотину на Москве-реке, но это сооружение не сохранилось. Он принадлежал к известному роду Годуновых, был приближенным Ивана Грозного и боярином из его опричнины; по приходу к власти его племянника Бориса Годунова получил почетное звание конюшего.




Внутреннее убранство храма

Внутри храм прекрасно отреставрирован, имеет три придела и поэтому там просторно. Помимо чудесной настенной живописи в храме множество, среди которых чудотворная икона Божией Матери "Всех скорбящих Радости".




захоронения на территории церкви Рождества Христова

В 1584 году в Успенском соборе Кремля на царство венчается сын Иоанна Грозного Феодор Иоаннович. Во время совершения этого торжественного обряда, родственники царицы Ирины - Борис и Дмитрий Годуновы держали царские скипетр и венец.

С этих пор Годуновы, будучи приближенными царя, получают привилегии и богатые дары. В числе этих даров царь пожаловал боярину Дмитрию Ивановичу лучшие подмосковные земли и поместья, куда вошло и село Беседы.



В смутное время село Беседы переходит к другим владельцам...В писцовых книгах по Московскому уезду за 1623-1624 годы по этому поводу, в частности, говорится: ...боярина Дмитрия Тимофеевича Трубецкого за княгинею Анной Васильевной в вотчине, село Беседы на реке на Москве, а в самом селе церковь каменная Рождество Христово, да придел Солунского, да Феодора Стратилата, да преподобной Феодосии...





В 1646 году, спустя год после воцарения Алексея Михайловича Романова, Беседы становятся дворцовым селом. В 1889 году об этом достоверно пишет А Мартынов: «Некогда в церкви стояло царское место. Судя по прежнему устройству этого села и по вкладам в этот храм царя Алексея Михайловича, сей государь, его предки и потомки любили и посещали Беседы, доставлявшие им приводье для отдыха и охоты...»



В 1765 году Екатерина II жалует своему фавориту графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому село Беседы и в придачу соседнее село Остров. Новый хозяин, всегда пребывающий в северной столице и в царских дворцах, не слишком часто навещает свои подмосковные поместья. Беседы начинают постепенно приходить в запустение. Но милость Божия, с давних времен почивающая на этом месте, не оставляет своею благодатью святой храм и молящихся в нем.

Кстати, в окрестностях села Беседы находится и Николо-Угрешский монастырь, о котором я уже делала пост...Это

Более шести столетий минуло со дня возведения деревянной церкви на бесединском холме и более четырехсот лет - со дня завершения строительства каменного храма Рождества Христова в Беседах . Студеные ветры истории пощадили церковь, и она продолжает радовать нас своим стройным силуэтом и возможностью поклониться ее древним святыням.

На престольные праздники в храм Беседы съезжаются молящиеся не только из многих окрестных сел, но и из Москвы и других районов Подмосковья. Многие хотят прикоснуться и к святой истории государства российского. Они в полной мере находят здесь и заботу, и утешение пастыря, и слово Божье. И не только святая вода бьет из-под древних стен обители, но и от самих этих стен исходит дыхание славного многовекового прошлого России.


Саша Митрахович 17.07.2018 07:24


Храм Рождества Христова в Беседах выстроен Дмитрием Ивановичем Годуновым во время царствования Федора Ивановича. Царь не проявлял интереса к делам государственным. Фактическим правителем на Руси после воцарения Федора стал его шурин Борис Годунов. Тогда говорили: «Федор царствует, Борис управляет».

Стоит ли говорить, что проблем с деньгами на строительство у Дмитрия Ивановича не возникало, а когда храм был готов, то его украсила богатая церковная утварь.

Неизвестные зодчие завершили строительство в 1598 году (в год смерти царя Федора Ивановича). Взору жителей Бесед предстала шатровая церковь, возведенная в полном соответствии с архитектурной «модой» той эпохи.

На высоком круглом подклете, сложенном из белого камня, строители возвели бесстолпный четверик, а на него, в свою очередь, поставили восьмерик из кирпича. Венчал все строение восьмигранный шатер с небольшим барабаном, луковкой и крестом наверху.

К основному объему Рождественского храма были пристроены приделы: во имя святого великомученика Димитрия Солунского в честь хозяина вотчины - Дмитрия Годунова, во имя великомученика Федора Стратилата в честь рано почившего государя, и во имя преподобного Феодосия Киево-Печерского. Церковь окружала открытая паперть, а переход от четверика к восьмерику украшали два ряда декоративных кокошников.

После изгнания наполеоновских полчищ, в 1815 году, с южной стороны к храму пристроили небольшой придел во имя пророка Илии, а в 1820-м - северный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы и трехъярусную колокольню, увенчанную, как и сам храм, восьмигранным шатром.

К середине XIX века внутри храма еще сохранились следы древностей. Но беленые известью стены уже скрыли былые росписи, а сверху храм освещали три окна «в коих прежде были слюдяные оконницы». Окна же, смотрящие на север и юг, «теперь закладены».

На исходе XIX века церковь расписали на темы евангельской истории в классическом стиле. Собственно, в эти годы храм и приобретает ту внешность, которую мы знаем сегодня.

До настоящего времени в храме сохранены старинные иконы XVIII века в золоченых окладах: это икона Рождества Христова, а также святителя Николая Чудотворца с житием.

В 1930-х годах советские власти Христорождественский храм закрыли для прихожан и оборудовали в нем овощехранилище. Но, в отличие от большинства других российских церквей, бесединскому повезло - в разгар Великой Отечественной войны, а именно, в 1943-м году, ее вернули верующим. С тех пор богослужебная жизнь здесь не прекращалась.

Сегодня, конечно, церковь имеет совершенно иной вид. Приделы и паперть были разобраны, в первозданном виде сохранилась лишь центральная часть храма. В XIX веке к ней пристроили два придела с новыми посвящениями - Покрова Пресвятой Богородицы и в честь святого пророка Илии.


Саша Митрахович 17.07.2018 07:26


Архитектурно храм Рождества Христова в Беседах сформировался в начале XIX века, когда к основному объему здания, представляющего собой бесстолпный четверик на высоком круглом подклете, на котором стоял кирпичный восьмерик с шатровым завершением, были пристроены два больших придела и колокольня.

Еще раньше, примерно в XVIII веке к четверику построили три апсиды. В 1980-х годах в подклете устроили храм с престолом, освященным во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», куда ведет отдельный вход.

Здание церкви вытянуто по оси восток-запад и кажется двухэтажным из-за окон подклета. Северная часть, где находится трапезная и придел Покрова Пресвятой Богородицы, больше, чем южная с приделом во имя пророка Илии, поэтому в плане наблюдается небольшая ассиметрия.

Восьмерик центральной части завершается шатром, увенчанным небольшим восьмигранным глухим барабаном, декорированным рядом полукруглых кокошников, и луковкой с восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце.

Переход от четверика к восьмерику украшают два ряда полукруглых кокошников, над уровнем которых подняты тромпы. Кокошники меньшего размера закрывают грани восьмерика. Стены восьмерика украшены квадратными филенками, в трех из них прорезаны окна.

Северный и южный приделы имеют свои миниатюрные главки, установленные прямо на крыше и выполненные в общей стилистике здания.

Трехъярусная колокольня построена в стиле позднего классицизма. Завершающий ее шатер сделан аналогично завершению храма, только в уменьшенном виде, это создает в целом гармоничный стройный силуэт. Основание шатра украшают декоративные башенки-пинакли. Два нижних яруса венчают декоративные же фронтоны. Второй ярус -звонница, три новых колокола которой были отлиты на пожертвования прихожан храма. Торжественное освящение колоколов состоялось 9 июля 2006 года.

В начале 2000-х годов рядом с храмом в овраге, на месте святого источника была построена кирпичная надкладезная часовня, освященная во имя святого пророка Илии, и купальня. Рядом разбит сад и цветник.


Саша Митрахович 18.07.2018 07:03


Интерьер Рождественской церкви в Беседах выглядит довольно богато. На многочисленных иконах и стеновых фресках изображены лики святых, а также сцены из библейских сюжетов. Росписи на стенах дополняют орнаменты и фризы. В центральной части храма - тот самый четверик, построенный несколько веков назад. Если встать в центре его, то вы окажетесь прямо под куполом и «лицом к лицу» с главным иконостасом.

На северной стене первого яруса четверика композиция «Явление Ангела пастырям», а над ней - «Рождество Христово». На противоположной стене - «Бегство святого семейства в Египет» и «Поклонение Волхвов». На западной изображены два летящих Ангела, несущие образ Спаса Нерукотворного. Ну и, конечно, иконостас на восточной стене. Он четырехъярусный и, предположительно, изготовлен в XVIII веке. Резные и позолоченные элементы, а также темно-красный декор придают ему торжественность и солидность.

Трапезная. На ее сводах - роскошная многофигурная композиция, посвященная Пресвятой Троице: на фоне голубого небосвода - облака, на которых восседает Бог Отец Саваоф и Иисус Христос, над ними голубь - Святой Дух. Вокруг, тоже на облаках, изображены святые. Тут Богоматерь с апостолами и евангелистами, архангелы, пророк и креститель св. Иоанн Предтеча в окружении пророков, святители, преподобные, херувимы...

Помимо особо чтимой иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в храме находятся старинные иконы XVIII века Рождество Христово и святителя Николая Чудотворца. Они оправлены в золоченые ризы и стоят слева и справа от главного иконостаса в киотах довольно больших размеров, украшенных резьбой и позолотой.

В 1988 году в результате пожара серьезно пострадали приделы в честь Покрова Божией Матери и во имя пророка Илии. После капитального ремонта художники обновили роспись стен и потолков, а в Ильинском приделе соорудили новый иконостас.

Еще раньше был капитально отреставрирован подклет храма. Во время Великой Отечественной войны здесь размещалось овощехранилище, и только в 1979 году помещение очистили и устроили здесь храм в честь чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Позже при Скорбященской церкви были созданы просфорная и учебный класс, где проводятся занятия воскресной школы и беседы с настоятелем. Потолки и стены нижнего храма также расписаны картинами на евангельские темы.

Село Беседы - это одно из старейших сел Подмосковья, история которого восходит ко временам Великого князя Дмитрия Донского. Согласно легенде, название этому селу дало одно знаменательное историческое событие. (Адрес: Московская область, Ленинский район, с. Беседы).

Великий князь Дмитрий любил позабавиться охотой в непроходимых лесах, расположенных здесь в его время. На высоком берегу Москвы-реки с давних пор стояло несколько охотничьих избушек, в которых проживали княжеские лесные сторожа. А речная переправа была тут устроена еще во времена Ивана Калиты, деда Донского.

Однажды во время посещения этих мест Великий князь получил известие, что огромные полчища Мамая идут на Москву, чтобы отомстить непокорному князю за разгром войска татарского воеводы Бегича в Рязанской земле.

Вместе с князем на охоте присутствовали его двоюродный брат Владимир Серпуховской, князь Боброк Волынский, женатый на его сестре, князь Белозерский, воевода Тимофей Васильевич Волуй и другие высокие гости. Все были встревожены грозной вестью.

В княжеском шатре, раскинутом на берегу Москвы-реки, Дмитрий немедля собрал на беседу, точнее, военный совет, своих ближайших князей и воевод. Помолившись как положено Богу, в этой беседе они составили план сражения, потому что отступать им было некуда.

За лето 1380 года князь сумел собрать огромное для того времени войско — до 150 тысяч конных и пеших воинов. И вышла эта армия из Москвы и других городов и сел, чтобы дать отпор врагу в сражении за родную землю, которое, как мы знаем, произошло на Куликовом поле.

Перед самым сражением на поле Куликовом князь обратился к воинам с такими словами: «Мы пришли сюда защищать родную землю, православную веру христианскую. Честная смерть лучше позорной жизни. Или победим и все от гибели сохраним, или сложим свои головы». От войска по всему Дону прокатился громовой ответ: «Не посрамим земли русской!» И не посрамили.

Возвратившись с победой в Москву, благодарный Богу князь Дмитрий, уже нареченный Донским, повелел на том месте, где он собрал на беседу, на военный совет, своих князей и воевод, поставить церковь в память о славной победе на Куликовом поле. С той поры место это называется Беседы.

Потом на протяжении почти двухсот лет постоянно сменялись владельцы этих бывших княжеских подмосковных угодий. Построенная некогда по повелению Великого князя Димитрия деревянная церковь пришла в ветхость, да и само село Беседы приходило в упадок. Лишь в конце 16-го века здесь заново возрождается жизнь.

В 1584 году на царство венчается сын Иоанна Грозного Федор Иоаннович. Во время совершения этого обряда, родственники царицы Ирины, Борис и Дмитрий Годуновы, держали царские скипетр и венец. С этих пор Годуновы, будучи приближенными царя, получают привилегии и богатые дары, в числе которых Дмитрию Годунову было пожаловано село Беседы.

В 1598-99 годах Годуновы начинают здесь строительство небольшого, но величественного храма, сходного своим стилем с Коломенским, возведенным в эти же годы.

В 1646 году, спустя год после воцарения Алексея Михайловича Романова, Беседы становятся дворцовым селом, поскольку государь постоянно бывал в нем по дороге в Николо-Угрешский монастырь и в свои охотничьи угодья в селе Остров. В 1765 году по указу императрицы Екатерины II Беседы были пожалованы графу Алексею Орлову.

Храм был закрыт большевиками в 1930-х гг., после чего в нижнем помещении было устроено овощехранилище. Вновь открыт в 1943г. и более не закрывался, благодаря чему сохранились два старинных иконостаса. В советское время Беседы входили в состав совхоза имени Ленина. Здесь имелось несколько молочных ферм, птицеферма, тепличное хозяйство, гараж сельхозтехники, конезавод. Село окружали многочисленные яблоневые сады и клубничные плантации, ныне отведённые под коттеджную застройку.

Церковь Рождества Христова в Беседах расположена практически на МКАДе, поэтому здесь постоянно присутствуют шум, грязь и пыль. Ещё замечу, что летом фотографировать ее не очень удобно, потому что трудно найти нужный ракурс.

Уже на обратном пути мы увидели вот такую аварию.

… а также, возможности APS-С объектива Sony SEL-1018 10-18 mm F/4 OSS
с применением полнокадровой фотокамеры Sony Alpha A7R




Всего 61 фото

Сегодня я хочу рассказать о Храме Рождества Христова в Беседах . Мой интерес к этой замечательной церкви, как образцу возвышенной шатровой архитектуры совсем не случаен. Не так давно, я был просто очарован шатровым Храмом Преображения Господня в селе Остров, что находится совсем недалеко от храма «бесединского» и, также возведен на высоком правом берегу Москва-реки. Эти церкви сходны не только тем, что они расположены рядом, но и также связаны общей историей, временными рамками периода строительства шатровых церквей на Руси и духовными принципами закладываемыми в основу их возведения... К тому же, эти земли, как оказалось, очень древние и, задолго до появления здесь царских сел, в этом благодатном местечке селились наши многочисленные славные предки. Река, плодородные заливные луга, густые леса сполна кормили их и обеспечивали всем, что нужно для жизни в крепком достатке. Красота этих мест и изобилие разнообразной дичи обусловили вконец появление здесь и великокняжеских сёл.

Этот материал преследует две цели - рассказать о моих впечатлениях об этом замечательном и возвышенном храме и, заодно, - протестировать «кропнутый» объектив Sony SEL 10-18 mm F/4 OSS в связке с новой полнокадровой фотокамерой Sony Alpha A7R. Для тех, кто интересуется этой темой - будет довольно любопытно. Все фото этого поста как раз и сделаны этой, хоть и не предназначенной друг для друга, но довольно премилой парочкой…) Выводы о результатах взаимодействия камеры и объектива - в самом конце этого поста.


Беседы начинают упоминаться в летописях связанных с именем великого князя Дмитрия Донского. Времена тогда были тяжелые и смутные. Лишь пару лет прошло с тех пор как татарский воевода Бегич был разгромлен в Рязанской земле и, тогда Мамай в ультимативной форме пригрозил Дмитрию опустошением русских земель и обещанием обложить непомерной данью русских за их строптивость. Как раз во время пребывания Дмитрия в этом царском селе и пришло ему известие о том, что Мамай с неисчислимым войском идет на Москву. И в этом месте, на высоком берегу Москвы-реки, и был раскинут княжеский шатер, где проходила «беседа», военный совет великого князя с его верными и приближенными соратниками - двоюродным братом Владимиром, князем Серпуховским, князем Боброком Волынским, женатым на его сестре, князем Белозерским, отважным воином и храбрым воеводой Тимофеем Васильевичем Волуем и многими другими.
02.

После этой великой победы, Дмитрий был наречен Донским и повелел возвести на том месте, где проходила судьбоносная «беседа» церковь Христову в честь ознаменования победы на Куликовском поле. С тех пор это место и называется Беседы. Уже через два месяца после великокняжеского повеления здесь построили деревянную церковь Рождества Христова.

Двести лет спустя церковь стала ветхой, село Беседы постепенно приходило в упадок и, лишь в конце XVI века здесь снова возрождается жизнь. В 1584 году на царство венчается сын Иоанна Грозного - Феодор Иоаннович. Во время совершения этого торжественного обряда, родственники царицы Ирины - Борис и Дмитрий Годуновы держали царские скипетр и венец. С этих пор Годуновы, будучи приближенными царя, получают привилегии и богатые недвижимые активы. Царь пожаловал боярину Дмитрию Ивановичу лучшие подмосковные земли и поместья, куда вошло и село Беседы. Вскоре, подав царю Феодору челобитную, боярин Дмитрий с его согласия начинает строить в своем селе каменную церковь в честь Рождества Христова на том месте, где когда-то стояла старая, деревянная. Активное участие в этом строительстве в вотчине своего дяди принимает и Борис Годунов, щедро жертвуя и деньгами, и строительным материалом, а впоследствии и дорогую церковную утварь для украшения внутреннего пространства этой церкви.
03.


В 1598-1599 гг. было завершено сооружение, хоть и небольшого, но величественного храма, сходного своим стилем с Коломенским и Островным, возведенными примерно в эти же годы. Бесстолпный одноапсидный храм, стоящий на фундаменте глубокого подклета, поднимается нижним каменным четвериком, который переходит в средний восьмигранный барабан и заканчивается открытым внутрь высоким шатром. Переход от четверика к восьмерику конструктивно осуществлен при помощи «тромпов» и внешне декорирован системой ярусов кокошников. (тромп - сводчатая конструкция для перехода от четырехгранного объема к восьмигранному, имеющая вид арки с конической внутренней поверхностью). Подклет, четверик и апсида сложены из белого камня, доставленного из ближней Мячковской каменоломни. Тщательно обтесанный, этот камень является облицовкой как внутренней, так и внешней сторон церкви, верхняя часть которой была сложена из кирпича. Кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочка́ми увенчивается маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Связи в нижнем и среднем ярусе были дубовые, а в верхнем ярусе - железные. По стройности пропорций и законченности форм храм стоит в ряду лучших шатровых сооружений своего времени, значимость которого сохраняется и в наше время.
04.

Первоначально основное здание храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним западным входом, над которым высилась шатровая звонница. Эта обширная паперть соединяла небольшие пристроенные два придела, которые были освящены в честь великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Феодора Иоанновича и великомученика Димитрия Солунского, святого покровителя Димитрия Годунова, владельца Бесед.
05.

Таким образом, прослеживается особое внимание, которое было оказано при сооружении этой церкви со стороны не только семьи Годуновых, но и самого царя Феодора Иоанновича, а в последствии и царя Алексея Михайловича. После низвержения и смерти царя Бориса последовало падение всего рода Годуновых, а за этим и страшная смута на Руси. В смутное время село Беседы переходит к другим владельцам...

В 1646 году, спустя год после воцарения Алексея Михайловича Романова, Беседы становятся дворцовым селом. В 1889 году об этом достоверно пишет известный исследователь русской старины A. Mapтынов: «Некогда в церкви стояло царское место. Судя по прежнему устройству этого села и по вкладам в этот храм царя Алексея Михайловича, сей государь, его предки и потомки любили и посещали Беседы, доставлявшие им приволье для отдыха и охоты...».
06.

(на гравюре угадываются силуэты Храма Вознесения
и "Дворец царя Алексея Михайловича" в Коломенском)


Тогда же иконописцы на двух больших иконах изобразили лики тезоименитых святых семейства царя Алексея Михайловича: на одной - св. Алексия человека Божия и Марии Египетской, а на другой - св. Феодора Стратилата и святых мучениц Ирины и Софии.

Поскольку Беседы значились в церковных книгах дворцовым государевым селом, то, как и в других подобных подмосковных селах, там были государевы хоромы, царские сады, рига, житницы и конюшни. От первых теперь нет и следа - время и пожары истребили все царское хозяйственное заведение. И лишь о последних замечательных конюшнях напоминает теперь Конюшенный овраг (о нем чуть позже).

От прежнего быта остался единственный памятник — каменная древняя шатровая церковь, которая является жемчужиной не только села Беседы, но хорошо известна как у нас в России, так и далеко за ее пределами.

В 1765 году Екатерина II жалует своему фавориту - графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому село Беседы и, в придачу соседнее село Остров. Новый хозяин, в основном, пребывающий в северной столице и царских дворцах, не слишком часто навещает свои подмосковные поместья. Беседы снова начинают постепенно приходить в запустение… Об усадьбе Остров и графе Орлове я уже выкладывал материал в свое время.

В начале XIX века, а точнее в 1815 году начинается новый период в обновлении этого храма - старая каменная ходовая паперть, сооруженная когда-то вокруг храма, была разобрана и, с южной стороны, пристраивается небольшой придел в честь святого Пророка Илии. В 1820 году был построен более обширный северный придел Покрова Пресвятой Богородицы. Одновременно сооружается трехъярусная колокольня, увенчанная высоким шатром, которую мы можем видеть и сейчас.
07.

В 1882 году внутри церкви была выполнена монументальная масляная роспись на штукатурной основе на темы евангельской истории и в строгом академическом стиле. Внутренний декор всего храма помимо настенной живописи дополняют отдельные иконы, среди которых особо чтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радости», украшенная бисером семью лампадами и ажурным балдахином, а также больших размеров икона ХVIII века «Воскресение Христово» в киоте, образ святителя Николая Чудо-творца с чудесами в золоченой ризе ХVIII века и другие достопримечательные святые иконы, такие как большая икона Святого Трифона, кто так сильно привлекает в последнее время мое внимание.

Следует отметить, что в главном алтаре храма по сей день стоит древний каменный престол, который теперь покрыт золоченым, с эмалевыми вставками, металлическим облачением. Вышеупомянутый А. Мартынов еще в начале XIX века писал, - «... лет тому за 60, по сказанию 75-летнего причетника в «печурке» (небольшой нише) этого престола был найден деревянный сосуд «Святая Чаша», выточенный из березы и покрытый красной краской. На чаше этой написан масляной краской Деисус (изображения Христа и значимых святых в "иконостасной традиции") и восьмиконечный крест на Голгофе». Подобные сосуды в свое время находили в Троице-Сергиевой Лавре. Такие деревянные чаши употреблялись для богослужения в первенствующей древней церкви. Также в этом алтаре тогда были найдены и древние святые антиминсы (в древней Византии эти, в основном льняные, платки-антиминсы с зашитыми в них мощами святых прикреплялись или прибивались к престолу). К сожалению, эти артефакты не дошли до наших дней.

В период от 1917 года до 30-х годов прошлого века Бесединский храм был закрыт и в нижнем его помещении, где также находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, были превращены местным совхозом в овощехранилище. Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году храм Рождества Христова был, наконец передан в пользование верующим. 21 сентября 1999 года Храм праздновал свое 400-летие.

Немного отвлекаясь, хочу сказать, что, к моему удивлению, в сети практически отсутствуют старые фото этого храма, поэтому свой рассказ о его истории я, по возможности, экологично перемежаю историческими портретами русских царей, имевшими отношение к "бесединскому" храму)

Как видите - это славное место, которое, находится совсем рядом с Москвой - ехать до него на автомобиле вообще проще простого - от Бесединской развязки на МКАД - меньше минуты. Надо сказать, что, проехав развязку в сторону области, не следует поворачивать вправо куда идут все автомобили, а ехать надо сразу прямо по невзрачной сельской асфальтированной дорожке. Движение на этом плавно-резковатом повороте интенсивное, - поэтому внимательней к встречному трафику…


Удивительное ощущение - Храм изначально очень «теплый и родной» - ты как будто погружаешься в его приветливую и одновременно возвышенную энергетику. Сразу спадает напряжение и такая привычная городская суета в сознании. Храм уже́ начинает «говорить с тобой», хотя ты, только пока еще, приближаешься к нему… Знакомое ощущение! Именно такие похожие и характерные чувства я остро- восторженно испытал недавно в дворцовом селе Остров на месте возведенного Храма Преображения Господня . Чрезвычайно интересно!

Церковь вся в зелени, поэтому я даже поначалу огорчился, что сделать общие фото будет затруднительно, но оказалось, что рядом с церковью, на месте древнего Конюшенного оврага, сейчас обустроен премилый камерный церковный сквер с дорожками для неспешных прогулок и, там же - возведена маленькая водосвятная часовня пророка Илии с одноименным святым источником. Именно оттуда и сделаны основные ракурсы этой чудной церкви, что будут ниже…

Однако, для начала, войдем в церквь, немного осмотримся и попытаемся уловить ее духовную атмосферу... Снимать в церквях традиционно запрещено, но в «немосковских церквях» такие запреты не так сильны, так и в этом случае - я сделал здесь несколько фото внутри храма.
09.

Отмечу сильнейшее впечатление от так называемой «намоленности» церкви и ее неповторимого богатого торжественного внутреннего убранства. Храм этим впечатляет и поражает. Несмотря на то, что церковь сельская - сильно чувствуется молитвенное внимание бывших "сильных мира сего" и сегодняшних прихожан.
10.

Храм воистину «намоленный» - этого совсем поначалу не ожидаешь - "проваливаясь" и растворяясь в густой и золотистой энергетике храма Рождества Христова. Вот уж куда определенно рекомендую съездить и ощутить это все. По сходному общему впечатлению, исходя из вышеуказанных факторов, могу сравнить эту церковь по ощущениям, пока только, с храмом Знамения на Рижской в Москве, где находится в том числе чудотворная икона святого Трифона с его мощами.
11.

Поскольку я поначалу немного напутал с настройками камеры, а в глубине храма было, к тому же, очень темно, - последующие три фото получились очень шумными, так, что уж не сильно взыщите).
12.

На переднем плане - икона "Святителя Николая Чудотворца с "чудесами"...
13.

Кстати, я очень интересуюсь святым Трифоном , чувствуя к этому святому, какое то бессознательное трепетное влечение и, одной из причин посещения церкви Рождества как раз и явилось нахождение в ней древней и большой иконы святого Трифона в одном из приделов храма. Иконы святого Трифона довольно редки в Москве и каждая встреча со святым Трифоном для меня очень важна и волнующа… На фото ниже - икона святого Трифона, она находится в средней его части и чуть правее - у арки.

Интересная наблюдение - храм не хочется покидать, несмотря на то, что вроде бы все осмотрел и "впитал"...
15.

А теперь, все же, выйдем из храма и обойдем его вокруг. Примечательно, что здесь, на его территории, бережно сохранены многие старые надгробия, в отличие от большинства существующих храмов, чьи погосты не выдержали испытания периода большевизма. Воистину, как раз здесь и видна "любовь к отеческим гробам"...
16.


17.


18.


19.


20.

Я не просто так акцентирую внимание на некрополе Храма Рождества в Беседах - здесь создается удивительно-цельное впечатление о храме и всём, что его окружает - возникает осознание бережного и удивительно кроткого отношения к истории, внимания к уже почти бызымянным людям, кто приходил сюда, - к Храму, молился и размышлял о Вечном... Определенно сто́ит, вот так, спокойно, поразмышлять, вдали от городского шума и "выключить" будоражащее и терзающее душу человеческое Сознание...
33.


34.


35.


36.


37.

38.

Я сделал попытку обойти церковь вокруг ее ограды... С левой стороны это не сильно удалось - из-за лающих собак без привязи) И это фото - как раз слева...
39.

А это - справа - со стороны церковного сквера...
40.

А это - уже со стороны старого церковного пруда...
41.

А вот и сам церковный пруд... Здесь где-то бъет святой источник... Забор, который вы видите на верхнем фото, огораживает старый овраг, в котором обустроен небольшой уютный парк-сквер - мы сюда еще с вами скоро вернемся...
42.

А эту пару фоток храма я сделал со стороны склона Конюшенного оврага..., наверное, все же, он это и есть...
43.


44.

Поначалу я подумал, что свер закрыт, но висячий замок на калитке оказался одетым только на одну петлю и дверца легко открылась... Спускаясь по ступенькам в парк сразу видишь трогательную водосвятную часовню Пророка Илии...
45.
49.


50.

51.


52.


53.

Еще несколько фото Храма.
59.


60.

Прогулка по церковному скверу (а фактически когда-то - древнему оврагу), доставила мне не только удовольствие, но и истинное умиротворение и реальную разгрузку ума. С удивлением и, по новому, я начинал понимать, что каждый построенный когда-то храм несет в своей уникальной и индивидуальной истории частичку Большой Истории нашей Родины. От прошедших и недавних смутных времен начала прошлого века еще осталось достаточное количество церквей, чьи устремленные к Небесам главы могут многое рассказать тому, кто Задает Вопросы, да и просто взирает на них, пропуская через себя их возвышенную Красоту и, не только архитектуры, но прикасаясь к коллективному бессознательному нашего народа, которое может приоткрыть в результате свои тайны и донести нам чувства и эмоции давно ушедших в Вечное предков...
61.

P.S. для тех, кто заглянул сюда ознакомиться с фото снятыми на фотокамеру Sony Alpha A7R с "кропнутым объективом" Sony SEL-1018 10-18 mm F/4 OSS: Все фото для этой статьи, как я уже и говорил, целиком сделаны этой любопытной парочкой. Виньетирование, естественно, проявляется на крайних фокусных - особенно на 10-12 и 17-18 мм. Комфортные для съемки фокусные расстояния соответственно - 13-15 мм. Легкое виньетирование, конечно, проявляется и на этих фокусных, но оно совсем не так критично как на крайних. Наверное, Вы обратили внимание, что много фото в этом посте обрезаны "под квадрат" и это не удивительно, - все же объектив "кропнутый" и легче поступить с виньетками именно так. Также, в углах, некоторых горизонтальных и вертикальных кадров пришлось поработать штампом в Ps... Но, как, все же, снимает полнокадровая камера Sony Alpha A7R с этим объективом в плане качества и удобства!? И имеет ли право на жизнь его использование именно с семейством A7? Эти вопросы довольно актуальны для тех, у кого есть этот объектив 10-18 из уходящей в историю семейства NEX, и тех, у кого уже куплена новая полнокадровая "семерка" или только немечается к приобретению, а парк существующей кропнутой оптики хочется все же использовать...

Я лично - удовлетворен качеством получаемых снимков. В какой-то степени качество фото на широком угле даже выше, чем у полнокадрового объектива Sony FE 24-70mm F4 ZA OSS Carl Zeiss Vario Tessar T* . Картинка получается прозрачная, сочная, детальная и довольно качественная. Присутствуют, как водится, геометрические искажения и, здесь, могу только порекомендовать внимательней к построению кадра касательно вертикалей и горизонталей - по моим ощущениям - риск испортить кадр довольно высок. Я испытывал 10-18 на "соньке" для того, чтобы понять для себя, а может ли он заменить пока еще не выпущенный в продажу и не сильно бюджетный по цене новый широкоугольник-зум Sony Vario-Tessar T* FE 16-35 мм F4 ZA OSS!? Как оказалось - может, но с парой серьезных оговорок - снимать им на полнокадровой камере возможно, но с заведомо осознаваемым присутствием виньетирования - необходимо делать существенную поправку на нее, возможно, путем обрезки. Временно, при отсутствии полнокадрового широкоугольного объектива или необходимого бюджета им можно делать неплохие снимки - в плане широкого угла, он вполне справляется с этой задачей. О результатах, по качеству и детальностьи снимков, возможно судить по фото из этого поста, причем некоторые кадры изначально "строились" провоцируя критических условия по свету и соотношению "светов и теней". Но,в общем и целом, 10-18 "не подкачал". Я снимал им и другие архитетектурные объекты и доволен полученным результатом.